Ставка рефинансирования снижена до рекордно малого значения за всю историю суверенной Беларуси

Финансы любят определенность

С 20 мая Нацбанк снизил ставку рефинансирования до рекордно малого значения за всю историю суверенной Беларуси — 8 процентов годовых. Такой шаг всегда был четким посылом для уменьшения стоимости кредитов в экономике. Ну и, что менее приятно, шла вниз доходность депозитов, которые по-прежнему являются самым популярным средством хранения сбережений граждан. Но если бегло взглянуть на линейку предложений наших кредитно-финансовых организаций, удивительная картина вырисовывается. В некотором смысле — уникальная.


Скажем, один крупнейший банк страны предлагает безналичный онлайн-кредит до 10 000 рублей под 12,65 процента годовых на 5 лет. В среднем же ставки варьируются на уровне 14 процентов годовых. В то же время несколько других коммерческих банков поменьше привлекают средства населения под 13,5 процента годовых. Причем как на короткий срок, так и на год и более. Сегодня не редкость, когда в одном и том же банке предлагают кредит на несколько лет под 14 процентов годовых и тут же можно открыть вклад с доходностью 13,5 процента в год. 

Что это значит? Ведь взяв, к примеру, у меня свободные деньги под 13,5 процента годовых, банк, конечно, может предложить моему соседу их в кредит под 14 процентов. Только навар будет, как в супе из топора. Но в реальности так и происходит. В чем загадка? Этот вопрос я адресовала Сергею Дубкову, председателю правления ЗАО «БСБ Банк». 

— Несколько факторов объясняют очень важное решение Национального банка. И главный — неопределенность в развитии экономики. Из-за ограничительных мер, ставших следствием пандемии коронавируса, практически во всех странах мира наблюдается отрицательная динамика по ключевым параметрам: валовой внутренний продукт, экспорт, импорт, доходы населения. Экономика тяжело переживает происходящее как на уровне экономических объединений, так и на уровне конкретных стран и субъектов хозяйствования, а также домохозяйств.

Центробанки оперативно реагируют на это. Одна из проблем — снижение деловой активности, резкое сокращение внутреннего и внешнего спроса. У предприятий возникает потребность в заемных ресурсах, но есть большая неопределенность по поводу активизации спроса на продукцию и услуги. Все страны мира стараются поддержать бизнес, снижая ставки рефинансирования. В Евросоюзе они уже давно отрицательные: не заемщик платит проценты банку, а наоборот. Обратная сторона медали — риск разгона инфляции. Пока для этого у нас нет серьезных предпосылок.

Что касается высоких процентов по вкладам, то у конкретных банков могут возникать ситуации, когда они заинтересованы в привлечении дополнительных ресурсов либо у них есть свои стратегии и прогнозы на развитие экономики. ВВП с начала года снизился на 1,3 процента, но некоторые бизнесы работают вполне удачно. И если банк финансирует такую успешную отрасль, он получает высокую маржинальность. Все очень индивидуально. 

Любопытно, что накануне пересмотра у нас ставки рефинансирования в понедельник новость из США взбудоражила мировые финансовые рынки. Американская биотехнологическая компания объявила об успешном испытании вакцины от коронавируса. Готовый препарат после серии более широких экспериментов обещают к концу года. И что: индекс доллара немедленно пошел вниз, а цены на нефть, напротив, вверх — приближаются к 35 долларам за баррель. 

К тому же в США в ноябре выборы, останется ли президентом Дональд Трамп — неизвестно. На распутье валютный курс страны редко укрепляется. Будет ли доллар в фаворе после, тоже не факт. Слишком много купюр с изображением американских президентов напечатано для поддержки экономики. А если мир начнет выходить из кризиса пандемии, то велик шанс укрепления сырьевых валют, то есть российского рубля, к которому белорусский привязан через корзину валют.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter