Финансовый пузырь

Рогачевский молочноконсервный комбинат — одно из старейших предприятий Беларуси. Эффективность его работы во многом определяют экономические показатели деятельности всего Рогачевского района. МКК знаменит еще и тем, что здесь производится едва ли не самое лучшее сгущенное молоко на территории бывшего Советского Союза. По статистике, на экспорт уходят 8 из каждых 10 банок рогачевской сгущенки. Причем 90 процентов продукции отгружается в адрес российских потребителей. Но в 2006 году комбинат почему-то перестал получать выручку. И к 2007-му его дебиторская задолженность выросла до десяти миллионов долларов. Предприятие оказалось на грани банкротства.

Отец и сын чуть не разорили одно из известнейших белорусских предприятий

Рогачевский молочноконсервный комбинат — одно из старейших предприятий Беларуси. Эффективность его работы во многом определяют экономические показатели деятельности всего Рогачевского района. МКК знаменит еще и тем, что здесь производится едва ли не самое лучшее сгущенное молоко на территории бывшего Советского Союза. По статистике, на экспорт уходят 8 из каждых 10 банок рогачевской сгущенки. Причем 90 процентов продукции отгружается в адрес российских потребителей. Но в 2006 году комбинат почему-то перестал получать выручку. И к 2007-му его дебиторская задолженность выросла до десяти миллионов долларов. Предприятие оказалось на грани банкротства.

РАССЛЕДОВАТЬ столь странную ситуацию начали сотрудники белорусского КГБ. Они без труда выяснили, что основной дебитор предприятия — представительство комбината в Москве.

Но следователей насторожил не тот факт, что предприятие постоянно продает своему московскому представительству продукцию с отсрочкой. А то, что возглавляет его старший сын генерального директора молочноконсервного комбината Антон Комар. В особенности чекистов заинтересовал стремительный карьерный взлет молодого человека, которому потребовалось всего пару лет, чтобы пересесть со стула простого менеджера в директорское кресло, а заодно и стать соучредителем компании ООО «Интерпро», также осуществляющей торговлю рогачевской сгущенкой.

Вскоре выяснилось, что выплаты по рекламным и транспортно-экспедиционным договорам в представительстве осуществляются за счет средств, которые должны перечисляться на Рогачевский комбинат для погашения дебиторской задолженности.

— Нам удалось установить, что расходы представительства за короткий период увеличились в десятки раз, — поясняет начальник Рогачевского межрайотделения УКГБ по Гомельской области Дмитрий Кураш. — В результате была инициирована его проверка силами сотрудников Комитета государственного контроля Республики Беларусь. С большим трудом им удалось истребовать из Москвы необходимые документы. И мы увидели, что затраты на рекламу, по сравнению с периодом, когда представительство возглавлял другой человек, выросли в… 36 раз.

Белорусские чекисты потребовали объяснений. В ответ получили внушительный пакет актов выполненных работ, из которых следовало, что представительство Рогачевского МКК заключило договор с некой компанией «Креатив Групп» для размещения рекламных роликов рогачевской сгущенки на федеральном телеканале ТВ Центр и коммерческих радиостанциях FM-диапазона. Смущает только сумма. По документам, на расчетные счета фирмы за два года перечислено около 90 миллионов российских рублей, или четыре миллиона долларов США.

Поворотный момент

Чтобы проверить эту сумму, белорусские чекисты в сопровождении своих российских коллег посещают редакцию телецентра. Телевизионщики с большим трудом вспоминают, что рекламный ролик рогачевской сгущенки, сделанный при помощи простейших компьютерных технологий, действительно демонстрировался на телеканале, но всего несколько раз и то не в прайм-тайм. Выяснилось и еще одно интересное обстоятельство. Размещением рекламного ролика на ТВ Центр занималось эксклюзивное рекламное агентство телеканала «Ра Алькасар», услуги которого, в свою очередь, оплачивались через московскую компанию «Би Велл». Стала известна и затраченная сумма — два миллиона российских рублей.

— Нашему удивлению не было предела, — признавался впоследствии Дмитрий Кураш, — когда оказалось, что суммы на рекламу завышены не в три-четыре, как мы предполагали, а в 45—50 раз.

После этого начинаются поиски пресловутой компании «Креатив Групп». В конце концов чекистам удается найти заветный офис. Но в небольшом помещении, арендованном в одном из многочисленных московских спорткомплексов, они находят лишь… двух девушек, которые по одинаковой схеме готовят коммерческие договора и кому-то их пересылают.

Следователи понимают, что «Креатив Групп» является лишь прикрытием для хорошо отлаженной структуры финансовой пирамиды. Поэтому проводят тщательную проверку всей цепочки фирм, находящихся между заказчиком и исполнителем. В результате все сходится в одной точке.

Выяснилось, что мошенничеством занимаются несколько человек, которые одновременно являются как заказчиками, так и исполнителями. Они заключают сами с собой договора, сами выполняют условия соглашений, сами отчитываются в актах сдачи-приемки работ. При этом средства, поступающие на счета их так называемых «компаний», разбиваются на более мелкие платежи, которые в дальнейшем путем неоднократного перечисления со счета на счет обналичиваются через ряд фирм, зарегистрированных на некоего гражданина России. Белорусским оперативникам удается узнать, что на имя этого человека в общей сложности оформлено около 280 (!) коммерческих структур.

— Мы поняли, что перед нами «фирмы-однодневки», — рассказывает Дмитрий Кураш. — Они регистрируются либо на лиц без определенного места жительства, либо по утерянным паспортам. Поэтому установить истинного владельца порой бывает очень трудно.

Оказалось, что по аналогичной схеме представительство Рогачевского МКК заключало и договора на транспортно-экспедиционные услуги. К моменту начала следствия на счета подставных компаний уже было перечислено около 10 миллионов российских рублей. Любопытно, что по адресу одной из таких фирм-экспедиторов в Москве находился опорный пункт милиции…

Получив необходимые разрешения, сотрудники белорусских спецслужб приходят с обыском в представительство Рогачевского комбината и в компанию ООО «Интерпро». Изымается финансовая и юридическая документация, компьютерная техника. В результате следователи получают неопровержимые доказательства махинаций...

Выясняется, что уже в первый день работы в должности генерального директора Антон Комар под предлогом размещения рекламных роликов рогачевской сгущенки на ТВ Центр и московских коммерческих радиостанциях «Энерджи» и «Мегаполис FM» заключает договора с малоизвестными фирмами «Креатив Групп» и «РК Креатив». На счета этих компаний сразу же перечисляется свыше 86 миллионов российских рублей…

— Отец и сын не на шутку встревожились, когда мы начали проводить обыск в московском представительстве и в компании ООО «Интерпро», — вспоминает Дмитрий Кураш. — В панике они стали слать многочисленные письма в различные инстанции с обвинениями наших сотрудников в «наглом» вмешательстве в деятельность российского субъекта хозяйствования.

Старший и младший Комары до последнего старались «разрулить» ситуацию. Действовали вызывающе и дерзко. Так, несмотря на официальное предписание Гомельского облисполкома, Михаил Комар целых два (!) года не хотел менять руководителя московского представительства. И сделал это лишь после того, как против Антона было возбуждено уголовное дело. Впрочем, новый директор — некто Шалимов, занимавший до того должность водителя, в офисе так и не появился. Все руководство по-прежнему осуществлял Антон. У него был электронный банковский ключ и право доступа к системе «Клиент-Банк». Только теперь Комар-младший действовал в рамках доверенности по управлению финансово-хозяйственной деятельностью общества.

А в самый разгар следствия в газете «Московская правда» появилось интервью с младшим сыном Михаила Комара, менеджером фирмы, который утверждал, что его семья преследуется белорусскими властями по политическим мотивам. Правда, четко и внятно объяснить эти мотивы он так и не смог.

Впрочем, если кто-то и вмешивался в деятельность рогачевских «предпринимателей», так это криминал. Как удалось выяснить чекистам, накануне открытия московского представительства Комар-старший встречался с известным российским вором в законе Марком Мильготиным. Стороны договорились о тесном сотрудничестве, создании совместного предприятия и разделе прибылей...

Отец

…Обыск, который вскоре был проведен дома у Михаила Антоновича, позволил следователям обнаружить новые свидетельства махинаций — черновые пометки о распределении незаконно полученных средств, множество накладных, квитанций, банковских пластиковых карт… Кроме того, в хозяйственной постройке, где хранились ульи, следователи нашли еще и достаточно большую пачку документов на отпуск компании ООО «Интерпро» молочной продукции по заниженным ценам...

— Расследуя данное уголовное дело, нам пришлось столкнуться с весьма сильным противником, — считает Дмитрий Кураш. — Потому как Комар-старший до назначения директором Рогачевского молочноконсервного комбината являлся главой района, был депутатом областного Совета депутатов, и у него имелись достаточно хорошие связи…

На допросах Михаил Антонович держался уверенно и утверждал, что все его действия продиктованы рынком и ничего противозаконного он не совершал. Однако факты свидетельствовали об обратном, а именно о том, что Комар-старший вопреки экономическим интересам предприятия использовал свои должностные полномочия, чтобы подыгрывать московскому ООО «Интерпро»…

Сын

Выяснилось также, что по просьбе Марка Мильготина в состав учредителей ООО «Интерпро» был введен его человек, также представитель криминального мира. Вот у такого «матерого волка» и учился неопытный на то время Антон Комар. Познавал особенности работы в российской бизнес-среде, изучал схемы обналичивания денег, обмана клиентов, азы мастерства при подделке финансовых и юридических документов…

Ставленник вора в законе так доверял молодому гендиректору, что даже помог ему выйти на крупные фирмы. Когда же Комар-младший понял, как можно легко «зарабатывать» большие деньги, он попытался избавиться от криминального ставленника, выведя его из состава соучредителей.

Наглость и жадность Антона росли на глазах. Дошло до того, что он не стеснялся вымогать деньги у своих сотрудников. Назначая кого-либо на вышестоящую должность, неизменно требовал, чтобы ему наличными отдавалась половина зарплаты…

В результате за два года Комар-младший приобрел недвижимость в Москве, под Минском, в Гомеле и даже Испании. Счета в банках, дорогостоящие автомобили, карточки элитных ночных клубов достаточно быстро вскружили голову новоиспеченному «королю сгущенки».

С Антоном Комаром белорусским чекистам удалось встретиться лишь однажды, во время обыска в родительском доме. Тогда с него была взята подписка о невыезде. Однако уже в ту же ночь он ее нарушил и выехал в Москву.

Пробыв какое-то время в российской столице, Антон переехал в Испанию. Там его находит местная полиция и берет с него подписку о невыезде. Однако пока испанские полицейские занимаются документами на экстрадицию беглеца в Беларусь, «король сгущенки» вновь сбегает в Москву и пытается похитить деньги из представительства МКК. Когда план проваливается, он заключает фиктивный брак и становится гражданином Российской Федерации.

Вскоре по инициативе белорусских чекистов сначала районный, а затем и городской суды Москвы лишили Комара-младшего российского гражданства. Чтобы его экстрадировать из России, оставалось лишь дождаться вступления постановления суда в законную силу. Но неожиданно Московский городской суд отменяет свое же решение и возвращает Антону российское подданство…

Приговор по делу Комара-старшего с описанием всех финансовых схем уместился только в сотню печатных страниц. Суд постановил назначить Михаилу Антоновичу наказание в виде 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящие должности. Также бывший генеральный директор Рогачевского МКК обязан возместить государству нанесенный ущерб в размере 8 миллиардов 700 миллионов белорусских рублей…

Молодой «король сгущенки» вынужден скрываться и время от времени менять квартиры. Но чекисты уверены, что законность все же восторжествует.

Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter