Финансовый отсчет

Отмена платежа в дорожный фонд — самое крупное новшество в бюджете этого года — вызвала вопросы, на которые предстоит отвечать прямо сейчас. Речь не только о дорожном хозяйстве...
Отмена платежа в дорожный фонд — самое крупное новшество в бюджете этого года — вызвала вопросы, на которые предстоит отвечать прямо сейчас. Речь не только о дорожном хозяйстве.

Потеря Минтрансом суммы в триллион рублей (эти деньги, оставшись на счетах предприятий–налогоплательщиков, пополнят оборотный капитал) породила оживленную дискуссию в Правительстве и прессе. Претензии дорожников «кто компенсирует нам прежний источник?» будут в разных контекстах и масштабах повторяться.

Впереди сокращение отчислений в фонд поддержки сельхозпроизводителей. По планам Минфина через два года ставка последнего оборотного платежа снизится до нуля. Это значит: а) налоговое бремя на экономику уменьшится еще на 2,2 триллиона; б) предприятиям села придется отвыкать от казенных денег, которые, как известно, имеют особенность развращать. Правда, учитывая, что сегодня из бюджета на АПК выделяется 9,5 триллиона (цифра была названа на недавней коллегии Минфина), говорить об «урезании» аграрного сектора как–то неловко. Такое спонсирование аграриям соседних стран даже не снится. Знаю, подобные замечания могут быть кем–то восприняты как обидные. Поэтому воздержусь от личных оценок, но приведу еще одну цифру. Выручка наших сельхозпроизводителей за весь прошлый год составила 6,9 триллиона...

Еще одним крупным «клиентом» бюджета является жилищно–коммунальное хозяйство. Объем расходов — 2 триллиона ежегодно. Много это или мало — установить сложно. Средства на компенсацию тарифов выделяются не адресно, нуждающимся гражданам, а огулом — на счета обслуживающих предприятий. При этом жалобы на дефицит денег в отрасли нередки. Возможно, действительно не хватает. Но как объяснить то, что здания некоторых ЖРЭО напоминают офисы первоклассных компаний? Не в них ли спрятаны резервы экономии?

Предстоит ужесточать расходы на промышленность. Отмена списков предприятий–«льготников», пользователей отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет — к гадалке не ходи, вызовут реакцию. Уже сейчас некоторые представители государственного корпоративного сектора прибегают к аргументу: бюджетная поддержка предусмотрена во многих цивилизованных странах, а мы чем хуже? В этом, однако, изрядная доля лукавства.

Да, во Франции, например, предусмотрены даже безвозвратные дотации и субсидии госпредприятиям (исключительно в стратегических секторах: энергетике, транспорте, нефтегазовой промышленности). Но штука в том, что доля госсектора во французском ВВП не превышает 10 процентов. А, например, в Германии и Великобритании она еще скромнее. Поэтому и расходы бюджета на нужды предприятий мизерны. У нас же в экономике доминирует государственный капитал. Запросы всех не удовлетворишь. Минфин поэтому справедливо рекомендует директорам и отраслевым министерствам искать финансы на развитие не только в бюджете. Нормально работающие корпорации могут привлекать средства, печатая и размещая на внутреннем и внешнем рынках собственные ценные бумаги. Правда, чтобы их купили, нужны полная прозрачность, безупречные финансовые отчеты, целеустремленность менеджмента, высокий уровень организации. Все то, что характеризует участников рыночной экономики...

Все условия для работы по–рыночному — гибкую систему ценообразования, снижение налога на операции с ценными бумагами и т.д. — Правительство и Национальный банк, судя по последним заявлениям, обеспечат. Дополнительным бонусом для предприятий станет сокращение общего налогового бремени. Бюджет пострадать не должен. Минус закроется благодаря росту прибылей уже работающих организаций. И за счет появления новых. Декрет Президента № 1 и прошлогодний Декрет № 9 должны привлечь в малые города и деревни тысячи инвесторов.

Поступления в казну будут отправляться не на перманентное латание дыр, а на развитие: инновационные, высокоокупаемые проекты, науку, образование, медицину.

А как же «пострадавшие» от сокращения бюджетной поддержки? Они — иного не дано — должны научиться зарабатывать. Сейчас этот навык предстоит осваивать дорожникам (Правительство и Минфин уже дали Минтрансу несколько практических рекомендаций). Остальным впору присматриваться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter