Финансовый круговорот

О мировом финансовом кризисе

Поскольку мировые биржи работают каждый день, кроме праздников и выходных, новости с них приходят тоже ежедневно. Следовательно, каждый раз есть информационный повод поговорить о мировом финансовом кризисе. Чем больше говорят, тем меньше понятно...


Трудность состоит в том, что существуют две параллельные линии в освещении этого кризиса. Одна сводится к тому, как все плохо (а будет еще хуже). От пессимистических прогнозов, по–моему, все уже немножко устали. Да и доллар как стоял, так и не падает, а, допустим, цены на жилье вопреки заокеанским тенденциям у нас, наоборот, даже растут. Нестыковочка.


Вторая группа экспертов — этакие сторонники теории относительности — рассказывает, что экономика развивается циклично, за подъемом следует падение. Эта линия хитрая, но в практическом плане бесполезная. Нобелевские лауреаты по экономике мыслят в лучшем случае временной категорией «десятилетие», а обычный человек — категориями «завтра», «до получки» и «срок погашения кредита». Некоторые белорусские банки уже заморозили выдачу «длинных денег», и как тут верить словам, что нас кризис не коснулся.


Говорят, что США переживают экономический кризис, хуже которого была только «Великая депрессия» 30–х годов прошлого века. Тем не менее они могут себе позволить самые дорогие выборы в истории. Избрание Барака Обамы (ну или Джона Маккейна) обойдется американцам где–то в 5 миллиардов долларов.


В Европе тоже лопаются банки. И вот с такими настроениями в Брюсселе собирается конференция доноров для пострадавшей от российской армии Грузии и выделяет ей 4,5 миллиарда долларов подъемных (о пострадавшей от грузинской армии Южной Осетии почему–то забыли). Это, кстати, почти на треть больше той суммы, в которую был официально оценен ущерб.


В Минске недавно прошел белорусско–латвийский инвестиционный форум, и вот, хоть убейте, не заметил я никаких признаков депрессии на лицах съехавшихся туда миллионеров. Посмотрим, как пройдет подобное, только еще более масштабное мероприятие в Лондоне. Но думаю, что тоже неплохо.


В Беларуси, к сожалению или к счастью, еще не успел сформироваться полноценный рынок ценных бумах, поэтому всплески биржевых котировок у нас в принципе никого потопить не могут. Но в условиях, когда наш товарооборот превышает ВВП, т.е. живем за счет торговли, призрак рецессии у некоторых наших покупателей не может не пугать. В такой ситуации даже дешевеющей нефти как–то не получается радоваться.


Правильная реакция государства, разумеется, — не пугаться, а побуждаться к действиям. Экономисты любят приводить в пример энергетический кризис 1973 года, когда взлетела цена на «черное золото». Запад ответил очередным витком научно–технической революции, радикально снизив энергоемкость производства. Похоже, что результатом нынешнего кризиса может стать революция финансовой системы.


Нынешняя система была создана в 1944 году на американском курорте Бреттон–Вуд и отреставрирована через три с небольшим десятилетия на Ямайке. Мировой валютой стал доллар, с помощью таких институтов, как МВФ, в мире распространялась англосаксонская либеральная экономическая модель. Одним из негативных результатов стало создание финансовых пирамид на Уолл–стрит. Даже Джордж Буш вынужден был признать необходимость перемен и пригласил 15 ноября в США, туда, где зародилась финансовая турбулентность, лидеров 19 крупнейших экономик. Бедный Маккейн, ему пришлось публично приветствовать это решение. А ведь еще недавно он предлагал исключить из «большой восьмерки» Россию, а теперь получается, что появилась необходимость в «большой двадцатке». Еще один итог кризиса можно констатировать уже сейчас: Соединенные Штаты, конечно же, остаются самой влиятельной державой, но в одиночку даже они не могут справиться с глобальными вызовами.


Что говорить о меньших странах. Беларусь, как известно, берет 2–миллиардный кредит у России. Столько же запросила у МВФ, с которым давно не имела кредитных отношений. Но теперь и в Беларуси другие условия, и фонд меняет политику. В Нацбанке уверяют, что держат ситуацию под контролем, но не скрывают, что причина займов — мировой кризис. «Неизвестно, сколько он будет продолжаться, — говорит начальник управления информации Анатолий Дроздов, — поэтому принято решение создать на всякий случай такую «подушку безопасности».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter