Сколько кассовых аппаратов нужно медицине?

Финансовый диагноз

О том, сколько у нас тратят на здравоохранение и каковы перспективы частных медцентров, — в беседе с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Александром Цецохо.


— Сложно назвать хотя бы одну страну, где государство не расходует деньги на медицину. Даже в США систему здравоохранения называют частной только за счет того, что госпрограммами охвачена лишь треть населения, суммы же выделяются примерно одинаковые. 

Как у нас распределены финансовые потоки в этой сфере? 

— По рекомендациям ВОЗ, государственное финансирование системы здравоохранения должно составлять не менее 4 процентов ВВП страны. В пределах этого параметра на протяжении последних лет у нас и выделяются средства из госбюджета, что соответствует пороговому значению индикатора социальной безопасности страны.

Расходы на медицинскую помощь с каждым годом растут. Поэтому мы ищем дополнительные источники финансирования. Среди них можно назвать экспорт услуг, добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги, которые оказываются сверх установленного государством гарантированного объема бесплатной помощи. Также, на мой взгляд, должное внимание необходимо уделять развитию государственно-частного партнерства.

— В этом году на финансирование здравоохранения у нас выделено на 5 трлн рублей больше, чем в прошлом. Однако 2016-й обещает быть непростым. Какие направления станут приоритетными? 

— Отрасль ждет структурная оптимизация, включая перепрофилирование и сокращение неэффективно используемого коечного фонда, создание межрайонных центров, максимальное приближение врачебной помощи сельскому населению. Также ставятся цели по рациональному использованию медицинских кадров, расширению объема сестринской помощи, практико-ориентированной подготовке кадров. Планируется развивать отечественную фармацевтическую промышленность, увеличивать номенклатуру выпускаемых лекарственных средств.

Все это требует не столько выделения дополнительных финансовых средств, сколько их перераспределения и эффективного использования. Например, за счет сокращения сети и штатной численности бюджетных организаций, максимального импортозамещения при закупках медицинских изделий, предметов ухода и лекарственных средств, при проведении строительных и ремонтных работ и так далее. Имеет смысл снижать количество случаев госпитализации для проведения обследований и использовать стационарозамещающие технологии. Также планируется работать над привлечением кредитных ресурсов, реализацией грантов международных организаций и международных научных проектов. 

— В мире существуют различные модели финансирования здравоохранения. Распространена практика обязательного медицинского страхования — такой подход используется, например, в Литве. В Норвегии каждый пациент при обращении к врачу платит фиксированную сумму. При накоплении таких взносов в течение года до определенного предела далее помощь предоставляется бесплатно. Что мы могли бы заимствовать из зарубежного опыта и насколько эффективна наша система?

— Не всегда зарубежный опыт можно назвать успешным. Например, переход российского здравоохранения к одноканальному финансированию из средств фондов обязательного медицинского страхования выявил существенные недостатки такой модели. 

В основе здесь лежит страховой случай, то есть заболевание. Полис покрывает расходы по его диагностике, лечению и кратковременной, как правило, послеоперационной реабилитации. Оплата длительной медицинской реабилитации и профилактики из страховых фондов не производится. В России это привело к невозможности оказания такого рода услуг (при отсутствии бюджетного финансирования), ликвидации ряда организаций и массовым сокращениям медицинских кадров. 

Поэтому мы сохранили бюджетную систему здравоохранения, наряду с которой успешно функционирует механизм добровольного медицинского страхования. Таким образом, с одной стороны, наши граждане могут получить бесплатную помощь в госучреждениях здравоохранения, с другой — за счет собственных средств.

Об эффективности нашей системы говорит статистика. С Брунеем и Канадой мы делим первое место в мире по доступу населения к медицинским услугам. По интегральному показателю младенческой и материнской смертности занимаем 4-е место в мире. Лидируем среди постсоветских стран по темпам снижения распространенности ВИЧ/СПИД и охвату антиретровирусной терапией, а по темпу снижения заболеваемости туберкулезом обогнали Финляндию, Швейцарию, Австрию, Норвегию.

— Сегодня у нас активно развивается частная медицина. Какая роль ей отводится? 

— Основная часть медицинской помощи, в том числе родовспоможение, выполняется в сети государственных поликлиник и больниц, республиканских научно-практических центрах. Доля негосударственного сектора в объеме оказываемых медицинских услуг составляет примерно 7%.

Частные медцентры нашли свою нишу и, как показало время, работают достаточно успешно. Подтверждением тому — наделение их правом выдачи и оформления листков нетрудоспособности. Ситуация с больничными листами, когда врачи частных клиник ставили диагноз и назначали лечение, но не могли освобождать от работы, была абсурдной. Двойное хождение для пациента и нагрузка для врача. В практическом здравоохранении подобных ситуаций должно быть как можно меньше.

gavrusheva@sb.by

Блицопрос

Медицина должна быть платной или бесплатной?


Александр Шульгач, фотограф:

— Выбирать между платной и бесплатной медициной я не стал бы. Кто-то готов платить деньги и пользоваться услугами частных медицинских центров. Многим это не по карману, поэтому они предпочитают бесплатную медицину, посещают поликлиники и лечатся в обычных больницах. Поэтому я считаю, что у нас должны развиваться оба эти направления. Ну и, конечно, страховая медицина. Чаще бываю в государственных поликлиниках. Но в некоторых случаях посещаю и частные медицинские центры, пользуюсь платными услугами в поликлиниках.

Александра Назарук, менеджер:

— Я считаю, что медицина должна быть бесплатной. Но при этом качественной. 

Не знаю, возможно ли такое сочетание. Меня вполне устраивает то, как реализовано медицинское обслуживание в нашей стране, за исключением каких-то организационных моментов. Прежде всего нужно поработать над тем, чтобы в поликлиниках было меньше очередей и больше специалистов. Наверное, это напрямую зависит от объема финансирования. Но сегодня оплачивать каждое посещение врача я не готова. 

Леонид Шепетько, пенсионер:

— Сегодня у пенсионеров не самые высокие доходы, но тем не менее я убежден, что медицина у нас должна быть платной. Во-первых, существенно подтянется материальная база медицинских учреждений, во-вторых, вырастут зарплаты врачей и медперсонала, ну а в-третьих, в наших поликлиниках станет меньше так называемых вечных больных, которые обращаются к врачам по поводу и без. Я считаю, что бесплатное редко бывает качественным. 

А экономить на здоровье нельзя. Но даже платная медицина должна быть по карману нашему среднестатистическому жителю. Мне кажется, что будущее за страховой медициной.

Павел Лосич.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter