Нарколаборатория промышленных масштабов и «потерявшиеся» иностранцы: интересные истории из практики сотрудников Партизанского РУВД

Финал одной лаборатории

На днях Партизанское РУВД, одно из самых молодых в Минске, отметило день рождения. Здесь служат, охраняют порядок, набираются опыта, оттачивают мастерство, раскрывают сложные и запутанные дела сотрудники милиции, для которых слова «честь» и «доблесть» стали жизненным кредо. Так, работа отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Партизанского РУВД признана лучшей в городе, а сотрудники отдела по гражданству и миграции стали грозой нелегалов. Корреспонденту «Р» рассказали интересные истории из практики.

Ольга СОЛОВЬЕВА помогает иностранным гражданам легализоваться в Беларуси.

Дурманящие плантации

Весной минувшего года в Минске задержали мужчину, у которого имелось при себе около 100 граммов высококачественной сортовой марихуаны. Такой вес считается крупной партией, но мужчина являлся как раз покупателем, и сотрудники милиции твердо вознамерились найти его поставщика.

Задержанный и рад был сотрудничать, да только сам о нем знал очень мало, хотя регулярно встречался на протяжении года. Продавец неопределенного возраста, от 35 до 50 лет, раз в месяц звонил ему сам. В остальное время телефон был выключен. Дважды покупатель видел, как он садился в серый «Форд», однако не мог ни уточнить модель машины, ни назвать номер. Встречи всегда проходили в разных местах.

— Примерное описание внешности, марка и цвет машины, номер телефона, ни на кого не зарегистрированный, — вот все, что мы имели, — вспоминает Александр Хомицевич, начальник отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Партизанского РУВД. — В ходе проведенных оперативно-разыскных мероприятий у нас появился вероятный подозреваемый. Этот человек находился в межгосударственном розыске за различного рода мошенничества. В деле имелась только его фотография 15-летней давности, он нигде не появлялся, не общался с родственниками.

Проанализировав показания покупателя марихуаны, оперативники выбрали четыре места, где мог появиться делец, и расставили там наружное наблюдение. Счастливая случайность произошла или вмешалась оперская удача, но неподалеку от жилого комплекса «Каскад» был замечен похожий человек. Подозрения усилились, как только он уселся в серый «Форд-Гэлакси»...

Мужчина держал путь за МКАД, в один из поселков, которые смело можно назвать элитными. Как выяснилось позже, там он владел двумя участками, приобретенными на подставных лиц. На одном стояли хороший дом и недостроенная баня площадью в 150 «квадратов», другой пустовал — если не считать строительной будки. Дальше, у самого леса, стоял огромный морской контейнер.

Как только подозреваемый подошел к контейнеру, мы решили произвести задержание, — продолжает Александр Хомицевич. — Мужчина бросился в лес, но уйти ему не дали.

Наркоделец поставлял «траву» местным оптовикам, в интернет-магазины и даже в Россию.
В контейнере хранилось около 20 мешков готовой к реализации марихуаны, а также промышленное оборудование — лампы, вытяжки. В строительной будке нашли измельчители, вакууматоры, весы, две громадные коробки с фасовочными фольгированными пакетами. Оказывается, наркоделец 1965 года рождения поставлял «траву» местным оптовикам, в интернет-магазины и даже в Россию. Баня явно готовилась для выращивания марихуаны, на 150 «квадратах» уже было установлено необходимое оборудование.

В общей сложности из машины и контейнера, принадлежавших наркодельцу, изъяли около 102 килограммов марихуаны — гигантское количество вещества, 100 граммов которого уже считается крупной партией. Здесь бы наркоборцам пожинать лавры, но…

Нам не давало покоя промышленное оборудование, — признается Александр Хомицевич. — В парниках, да и в больших палатках для опыления соцветий конопли, устанавливают приспособления гораздо проще. Наличие же подобного оборудования подсказывало, что где-то существует огромная лаборатория. И спустя два дня мы установили ее местонахождение.

О путях, позволивших это сделать, сотрудник наркоконтроля не распространяется. Рассказывает лишь, что подозреваемый приобрел на подставное лицо хутор на границе Брестской и Гродненской областей — старый дом и земельный надел. Добраться туда оказалось непросто даже с подсказками навигатора.

У «селекционера» изъяли мешки с марихуаной и оборудование для выращивания конопли.
До ближайшего населенного пункта — 20 километров. Только дачники иногда проезжают, постоянно живущих людей там нет. Участок он обнес забором из металлопрофиля высотой в два с половиной метра, по периметру установил камеры видеонаблюдения, — описывает увиденное Александр. — На территории находились две теплицы, в которых росло более 1200 кустов конопли. Теплицы были оборудованы автономной системой полива с таймером, теплопушками, системой кондиционирования, фитолампами, вытяжками — самая настоящая промышленная лаборатория. При наличии необходимых удобрений, освещения, температурного режима марихуану можно вырастить за два месяца. Так вот наш «селекционер», видимо, собирался снимать второй урожай. Первый сушился на чердаке дома — около 15 килограммов сырья со стеблями.

Так сотрудники отделения наркоконтроля Партизанского РУВД пресекли крупный канал поставки психоактивного вещества.

«Сначала они обижаются, потом благодарят»

Работая с иностранными гражданами, занимаясь их легализацией, контролем за пребыванием, проживанием и работой, Ольге Соловьевой, старшему инспектору отдела по гражданству и миграции Партизанского РУВД, приходится сталкиваться с самыми разными жизненными ситуациями. Не так давно довелось отправлять на родину гражданина Нигерии, «потерявшегося» после российского чемпионата мира по футболу. Он считал, что из России спокойно и беспрепятственно через Беларусь проедет в Западную Европу.

— В ОГиМ Партизанского РУВД нигерийца привел белорус — сказал, тот без денег, вещей и документов прозябает в хостеле, и попросил ему помочь. Молодой человек сообщил, что находился в турецком рабстве, однако вовсе не походил на изнуренного работягу — ухоженный, чистенький, хорошо одетый, — вспоминает Ольга. — Вопрос, как из Турции добрался в Минск, изящно обошел: дескать, плыл морями-океанами, шел лесами — вот и пришел. Он сразу же сообщил, что на родину возвращаться не хочет, поскольку там расстреляли всю его семью, а хочет во Францию, потому что там живет сестра. При этом назвался вымышленным именем. Установив личность и гражданство несостоявшегося европейца, его отправили восвояси — в Нигерию, а не во Францию, разумеется.

На прощание обнимала и целовала Ольгу уроженка Кыргызстана, которой пришлось провести почти год в изоляторе временного содержания, пока установили ее личность и гражданство. Тяга к независимости сыграла с дамой жестокую шутку: почти за полвека жизни она не удосужилась оформить хоть какие-то документы. С ее слов, жила в России, потом лет пятнадцать обитала в Украине у какой-то бабушки. Помогала ей по хозяйству, скрашивала одиночество, та ее кормила — и все были довольны. Но бабушка умерла, и наследники «компаньонку» выставили. Тайными тропами она пробралась в Беларусь, где и встретилась однажды с Ольгой Соловьевой. Куда только старший инспектор ни делала запросы — и в Россию, и в Украину, и в Казахстан. Но никто не признал в независимой даме свою гражданку. Только Кыргызстан согласился ее принять, хотя и там никаких документов на нее не нашлось, лишь информация о родителях. Женщина была счастлива, что ее наконец-то легализовали и выдали свидетельство на возвращение.

Встречаться с незаконопослушными иностранными гражданами Ольге приходится довольно часто: в прошлом году депортировали около 50 человек, в этом — уже 12.

— В основном это уроженцы кавказских республик, — говорит Ольга. — Они нарушают режим пребывания здесь, работают без специального разрешения на осуществление трудовой деятельности. Сначала обижаются, что я их нашла, что наказываю, а потом благодарят. Им здесь нелегко — в основном нелегально занимаются покраской и ремонтом машин. Работают за гроши без масок в металлической пыли среди химикатов. Спорить с работодателями боятся, те угрожают сдать их в миграционную службу. А ведь ничего страшного в этом нет! У граждан кавказских республик есть пять рабочих дней, чтобы оформить регистрацию. Для осуществления же трудовой деятельности необходимо получить спецразрешение. Основная проблема — в их неосведомленности.

nevmer@sb.by

Фото предоставлены Партизанским РУВД.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter