Финал карповых кланов

Руки  загребущие  да  глаза  завидущие… именно  они  и  подводят  любителей  дармовой  рыбы  под  монастырь

Руки  загребущие  да  глаза  завидущие…  Именно  они  и  подводят  любителей  дармовой  рыбы  под  монастырь

Не так давно в ближайших окрестностях рыбхоза «Тремля» имел место вот такой случай. Сотрудники Лясковичской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира задержали здесь неких граждан, только что удачно и абсолютно незаконно поживившихся дармовым карпом. Чему браконьеры несказанно удивились: как, мол, так, вас же здесь быть не должно, машина ваша неисправна, оружие вы не получали.

— Ничего удивительного, — комментирует ситуацию начальник инспекции Виктор Галеня. — Мы привыкли к тому, что все наши телодвижения и перемещения очень даже тщательно отслеживаются, что откуда-то идет утечка информации. Особенно это ощущается, когда рыбхоз, а он в Петриковском районе единственный и
не­маленький, начинает отлов товарной рыбы. Этого момента любители дармового карпа ждут как манны небесной и слетаются к прудам словно воронье. Здесь мы их встречаем — способов уйти от наблюдения, запутать, как говорится, следы в нашем арсенале немало.

Пресечение хищений прудовой рыбы, контроль за принятием рыбоводными организациями надлежащих мер по обеспечению сохранности прудовой рыбы  — это прямое поручение Президента страны Государственной инспекции, которое всеми ее структурными подразделениями принято к неукоснительному исполнению. На примере Лясковичской инспекции это выглядит так: с начала года зафиксировано 45 случаев хищения прудовой рыбы, изъято ее у браконьеров 720 килограммов. На мой взгляд, цифра не просто большая, огромная, но Виктор Галеня делает маленький экскурс в недавнее прошлое:

— Видели бы вы, что творилось возле «Тремли» еще в прошлом году: здесь собиралось до двухсот машин в день, браконьер пер к приспущенным прудам напролом и «хапал» рыбу мешками. Разворовывалось ее до сорока процентов. Ну а если в каждом пруду сидит минимум сто тонн карпа, а прудов таких почти десяток, представляете масштаб хищений? Вы, наверное, не поверите, но здешние пруды были поделены между своего рода кланами — этот облавливают «калинковичские», другой — «петриковские». Работники рыбхоза, а сколько их там вообще, ничего с этим поделать не могли. Все это жестко, раз и навсегда,  пресекли мы: одни поняли сразу, что время «большого хапуна» ушло безвозвратно, другие пришли к такому же выводу чуть позже, заплатив солидные штрафы, третьи пока играют с нами в заведомо проигрышную игру.

Два таких игрока-«рекордсмена» — некие Сытько и Хромченко из Калинковичей. Как-то летней ночью они с сетями и на резиновой лодке пробрались на один из прудов рыбхоза, очень даже неплохо там порезвились, а вот уйти безнаказанно не смогли: пой­манные ими кар­пы весили 130 килограммов, имущественный ущерб потянул на 624 тысячи рублей. Финал браконьерской вылазки закономерен: уголовное дело, по два года исправительных работ с удержанием 15 процентов заработка в доход государства каждому по приговору суда, лодка, два рыбацких костюма и сети конфискованы. Административная ответственность за хищения тоже весьма чувствительна — полное возмещение ущерба плюс штраф от 10 до 30 базовых величин.

Листая протоколы задержаний, а, к слову, ни один из них в суде не оспорен, что тоже говорит о профессионализме Виктора Галени и его команды, замечаю две особенности. Первая заключается  в том, что практически все задержанные — элемент деклассированный: сплошь безработные и через одного злоупотребляющие алкоголем. Вторая — местных, петриковских, среди них практически нет, все больше фигурируют жители Калинковичского района и самого райцентра.

— Все правильно, — подтверждает эти выводы Виктор Галеня.—Здоровые, извините, лбы работать не хотят, ищут, где бы чем поживиться на дармовщинку. Один так в протоколе и написал: «Рыба нужна для пропитания». Контингент еще тот — тащат ведь не только карпа из пруда, но и посудину какую-нибудь алюминиевую у соседки-старушки не постесняются украсть. Насчет своих и чужих тоже все верно — наши браконьеры быстро поняли, что в рыбхозовских прудах им ловить больше нечего, до остальных пока доходит, с опозданием.

Я было хотел поспорить с Виктором Викторовичем, потому что браконьер он и есть браконьер, выгоду свою все равно будет искать, не здесь, так в другом месте, но он вопрос упредил, сказал, что местный браконьер подался в соседний Житковичский район.

И угодил, что называется, из огня да в полымя. Потому что и у начальника Туровской межрайинспекции Александра Пилипончика не забалуешь. С Александром Алексеевичем я имею честь быть знакомым лично и  хорошо знаю, что он из тех людей, которые дважды одно и то же не повторяют. Браконьеров всех мастей и рангов преследует нещадно.

— В рыбхозе «Красная зорька» ни местным,  ни пришлым браконьерам делать нечего — территория полностью ограждена, патрулируется охранниками на мотоциклах. В этом плане более уязвим рыбхоз «Белое», который и по площади намного больше, и расположен так, что ограду не поставишь. Поэтому рейды, засады и прочие мероприятия, о которых предпочту не говорить, проводим здесь регулярно, выезжаем сюда по первому звонку работников рыбхоза. В итоге зафиксировано 24 случая хищения. Браконьеры, кстати говоря, разгуляться толком не успели, похитили всего 68 килограммов рыбы, которая возвращена хозяйству, — анализирует ситуацию Александр Пилипончик.

Еще один примечательный штрих в завершение темы. Если поначалу, когда сотрудники Государственной инспекции только приступали к выполнению поручения главы государства, некоторыми директорами хозяйств это было воспринято с изрядным скептицизмом, то сейчас он исчез. Это ведь на работника рыбхоза можно идти с угрозами и с чем-то тяжелым, а бывало и такое, в руке, и совсем другое дело, когда  перед тобой встает человек при исполнении и с боевым оружием.

----------

Кстати 

За одиннадцать месяцев года сотрудниками Госинспекции выявлено 370 фактов хищения прудовой рыбы, у браконьеров ее изъято и возвращено хозяйствам 5,8 тонны. За этот же период зафиксировано 8663 нарушения правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, изъяты 1221 ставная сеть общей длиной 590 километров, 26 электроудочек, 14 тонн рыбы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter