Фильтруй поток

Сколько бы водители ни сетовали на нарушителей–пешеходов, ни жаловались на плохие дороги, но именно неадекватная скорость — главный фактор высокой аварийности...

Сколько бы водители ни сетовали на нарушителей–пешеходов, ни жаловались на плохие дороги, но именно неадекватная скорость — главный фактор высокой аварийности. Пока машины стоят, вреда от них минимум. Опасность возникает, как только трогается поток. Конечно, если бы все ездили 60 «кэмэ» в час, то люди гибли бы на дорогах в 8 — 10 раз реже. Но пока у нас к разрешенной скорости автомобилисты привычно приплюсовывают еще 9 км/час и жмут, жмут что есть мочи на педаль газа! Мол, не оштрафуют, радар имеет некоторую погрешность, и вообще, «я превышаю умеючи — никто и не заметит». Однако технологии совершенствуются: на вооружении ГАИ уже не допотопная механическая «Фара», а «гибридные» радары, «скрещенные» с фото– и видеокамерой. Усовершенствованные приборы работают на большом расстоянии хоть днем, хоть ночью. Они становятся все более универсальными и многофункциональными, еще сложнее скрыть нарушение от вездесущих и незаметных объективов. Одну из новинок мы тестировали вместе с сотрудниками спецподразделения ДПС «Стрела».


Авто подхватили СПИДометр


Трасса Минск — Гомель. 29–й километр. Дождь — косой стеной. В такую погоду автомобильные «дворники» работают практически на полную мощность, видимость резко снижается. Но хуже всего, что на мокрой дороге в определенный момент машина может стать полностью неуправляемой. Опытные водители знают, чем опасно аквапланирование. Есть два решения: установить аквапокрышки или снизить скорость до безопасной. Что выбирают водители?


— Вот сейчас и проверим, — заместитель начальника службы спецподразделения «Стрела» Валерий Михайлов устанавливает на знакомую многим автомобилистам треногу камеру с возможностью фото– и видеофиксации. — Автомобилисты уже знают, что такое «Визир» и «Арена». Но это устройство покруче будет: может передавать картинку на ноутбук на расстоянии полтора километра от радара. Хоть днем, хоть ночью! А погрешность при измерении скоростного режима всего плюс–минус 1 «кэмэ» в час.


Новый прибор — фоторадарный комплекс «Крис–П» — только–только поступил на вооружение ГАИ. Говорят, может работать в самых экстремальных условиях. Сейчас как раз есть возможность проверить: дождь, пока мы возились с треногой и отъезжали на положенные полтора километра, еще усилился.


— Это и система «Поток», и «Автоураган», и скоростемер в одном приборе. Новое поколение технологичных устройств для дорожной милиции с лучшей оптикой и программным обеспечением, — подключает «Крис–П» к ноутбуку старший инспектор спецподразделения «Стрела» Сергей Мокроусов. — Его преимущество в том, что видит сразу все цели, фиксирует номера и заносит в архив. Так сказать, фильтрует поток и выделяет нарушителей. Здорово поможет, допустим, при розыске угнанной машины или скрывшейся с места ДТП.


Но сейчас мы ловим лихачей. Настраиваем прибор на превышение от 30 километров в час и выше (на этом участке гомельской трассы разрешено ехать не более 90 км/час). Как только он засекает авто, двигающееся больше положенного, — выделяет номерные знаки красной рамочкой и сигнализирует. На экране появляются фото нарушившего автомобиля, его скорость и время. Удобство в том, что можно неспешно выйти из служебной машины, занять удобную позицию и спокойно остановить лихача.


...Долго ждать не пришлось. Только–только подключили ноутбук, как прибор сразу запищал. На экране — фото «Мицубиси–Аутлэндера» с гомельскими номерами. Скорость — 145 километров в час. Водитель поначалу отпирается.


— Я превысил? Это исключено! — с ходу заявляет нарушитель.


Тогда показываем красноречивое фото на ноутбуке: автомобилист усмехается, мол, ничего не поделаешь — подловили. Когда все доказательства на мониторе, спорить бесполезно. Хотя встречаются упрямцы: не может быть — и все тут! «Хорошо, в таком случае встретимся в суде, готовьте свои аргументы. А мы распечатаем фото», — предлагают сотрудники ДПС.


Несмотря на ливень, прибор четко фиксирует номерные знаки машин. Зато сам для радар–детекторов остается незаметным. Один автомобилист все удивлялся: дескать, я же 150 у.е. за детектор отдал, как же так?


— Вот надо же! Мне встречные машины «моргали–моргали», — удивляется другой нарушитель. — Думал, притормозил заранее. Ан нет! Все равно попался.


Да, неприметную треногу увидеть не так и просто. Это еще одно преимущество: радар можно установить в любом укромном месте — хоть в городе, хоть на трассе. Проще не превышать, да куда там... Одновременно работают два экипажа «Стрелы», но инспектора все равно не успевают оформлять протоколы — столько нарушителей. Кажется, даже сильный дождь не охладил пыл лихачей.


Наше место дислокации, между прочим, мы выбрали не случайно. В двух километрах отсюда — гиблое место. За три года там произошло семь ДТП с пострадавшими, четыре человека погибли. Причина большинства аварий — превышение скорости. Два опрокидывания, четыре наезда на пешеходов... Но кто задумывается о том, что ограничение установлено неспроста, не хотят водители проецировать беду на себя, и все тут! Почему–то считаем, что это может случиться с кем угодно, только не со мной. Остальные дураки, а я рискую умеючи. Вон сколько раз превышал — и ничего!


Преследуем цель


Итого за час дежурства инспектора остановили около тридцати автомобилей. Оказалось, превышает скоростной режим каждый четвертый–пятый водитель, сильно — каждый восьмой–десятый. Значит, можно говорить о тенденции. «Почему нарушаем?» — всякий раз интересовались сотрудники «Стрелы». Мне показалось, ответы водителей были не очень искренними. Потому что объяснения вроде «очень спешу» смехотворны. Любой взрослый человек может в уме подсчитать, сколько он выиграет, превышая скорость во время поездки от Минска до Марьиной Горки. Пять, десять минут?


Какие же мотивы на самом деле двигают водителями? Соревновательный момент? А возможно, они просто не верят чужому опыту? Мало ли кто какие ограничения выставил, у меня машина хорошая, покрышки новые установил... Или это, наоборот, зависимость от чужого мнения? Дескать, я еду со скоростью потока. Инстинкт толпы?


Наказание и порицание


Примечательно, что большинство нарушителей скоростного режима попались на превышении не впервые — водительские талоны испещрены записями. Значит, в прошлый раз предупреждение не подействовало? Изменить поведение не удалось? Тогда кто может гарантировать, что после оплаты штрафа автомобилист опять не надавит на педаль газа?


— Любое техническое средство должно служить определенной задаче. Радар, в конце концов, не статистический инструмент или измеритель средней скорости потока. Это демонстрация серьезности намерений ГАИ, — считает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Но тут есть ряд особенностей. Во–первых, такие акции должны быть публичными. Ведь речь идет об устойчивом изменении поведения большой группы людей, снижении уровня опасности. Возможно это только во время длительных и масштабных кампаний. Необходимо заранее предупредить реальных участников дорожного движения о местах патрулирования, действовать открыто. А через некоторое время вернуться на прежнее место и проанализировать, какой эффект принес контроль скорости. Есть результат? Отлично! Нет? Придется применять инженерные меры. Во–вторых, наказывать не тех, кто мчится со скоростью 140 километров в час. Они как раз нарушают сознательно и попадутся не этому так следующему патрулю. Задача — вернуть в группу законопослушных большинство водителей, которые превышают ненамного и скорее по инерции. В–третьих, не ориентироваться на количество оштрафованных, это второстепенный показатель. Главное — снижение средней скорости до адекватной.


Очень плохо, что многие водители до сих пор воспринимают это, как игру в кошки–мышки. Поймаете или нет? Ведь дело не в штрафе, в конце концов. Вопреки устоявшемуся стереотипу наказание рублем — не самоцель, а средство достижения результата. Такой же эффект может оказать помигивание фарами встречных автомобилей. Человек снизит скорость — и это уже хороший результат! Госавтоинспекция постепенно меняет подходы: сотрудники ДПС уже не первый год называют трассы, где будут контролировать скорость. Хорошая привычка! Но может, есть смысл называть места более конкретно? А планировать кампании по снижению скорости на долгосрочную перспективу и более широко рекламировать их?


Какие еще новинки могут появиться у сотрудников ГАИ?


— У нас в планах приобретение прибора, который может сделать спектральный анализ салона автомобиля и вычислить пьяного за рулем, — приоткрыл секрет заместитель начальника спецподразделения ДПС «Стрела» Николай Игнатович. — Во время сканирования аппарат зафиксирует пары этанола в салоне, и устройство сразу просигнализирует. Да, в машине может находиться нетрезвый пассажир, но ведь прибор не выносит окончательного решения. Это лишь повод остановить подозрительную машину, отправить водителя на медэкспертизу. Кроме того, мы протестировали еще одно высокотехнологичное устройство, которое здорово поможет при оформлении крупных ДТП. Оно фиксирует расположение поврежденных автомобилей на месте происшествия, затем создает картинку в 3D. Это позволит оперативно освободить проезжую часть и не создавать заторов. Затем можно в спокойной обстановке проанализировать, что предшествовало удару.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter