Фильтр для сетевой торговли

Закон о государственном регулировании торговли и общественного питания вступил в силу около года назад
Закон о государственном регулировании торговли и общественного питания вступил в силу около года назад. Цель его благая. Этим документом государство, в частности, планировало защитить магазины шаговой доступности, потребкооперацию от наступления крупных торговых сетей, уверенно завоевывающих место под солнцем на внутреннем рынке. Незадолго до его принятия заместитель министра торговли Ирина Наркевич говорила, что торговые сети демонстрируют новые подходы к работе. Однако важно, чтобы сильные игроки не довлели над поставщиком–производителем, не диктовали рынку свои условия. 

торговля-торгинспекция-цены-23-200115.jpg

Своевременные, надо сказать, опасения. И справедливые. Пример тому — совсем не партнерское поведение торговой сети «Доброном», задолжавшей поставщикам более 30 миллиардов рублей за продукты питания. Только после того как Минторг пригрозил приостановить работу сети с 21 июля, ее руководство рассчиталось за долги. Погасило вновь образовавшуюся просрочку за товары на сумму более 60 миллиардов рублей. Нашлись деньги. Работу ЗАО «Доброном» сегодня продолжило, выводы сделаны. И, думаю, не только этой торговой сетью. Ведь по факту получалось что? Рядовые покупатели, то есть мы с вами, за мясо, хлеб или молоко деньги платили магазину, не выходя за его порог. Безо всяких там отсрочек. А молокозаводы или мясокомбинаты, которым нужно платить налоги, выплачивать зарплаты, содержать инфраструктуру, рассчитываться с крестьянами за сырье, ждали месяцами, когда торговая организация соизволит перечислить им кровно заработанные суммы за отгруженную продукцию. Заводчане оставались в минусе, в это время торговцы распоряжались их деньгами как хотели. Рынком здесь управлял посредник...

Впрочем, расчеты за продукцию еще не все. В закон введен принципиальный механизм, который должен сослужить хорошую службу на конкурентном поле. Организация не сможет покупать или арендовать дополнительную торговую площадь, если ее доля в общем товарообороте продовольственных товаров города или района превысит 20 процентов.

В деловом сообществе и среди рядовых покупателей это нововведение, надо сказать, вызвало неоднозначную реакцию. Противники утверждали, что рынок должен регулировать себя сам по законам естественной конкуренции. То есть если одна фирма переигрывает другую, например, по ценовой политике или качеству обслуживания, то выживает сильнейший. Покупателю же, по сути дела, все равно: будет у него в районе три магазина разных компаний или одной и той же. Лишь бы стоимость товара и его качество друг другу соответствовали.

Но как быть с неприбыльной социальной нагрузкой? Сегодня это бремя несет на себе потребкооперация. Например, в Столинском районе продтовары продаются в 150 сельских торговых объектах. Из них 105 — в точках местного райпо. При этом давно известно: автолавки и небольшие сельмаги, особенно там, где населения не более нескольких сотен человек, убыточны. Ведь здание нужно поддерживать в надлежащем виде, предоставлять соответствующий выбор товаров, платить зарплату продавцу. Даже при слабой рентабельности держать марку накладно.

Таким образом, потребкооперация, с одной стороны, минусовала из–за «социалки», с другой — не выдерживала прессинга частных сетевиков. В итоге в некоторых регионах складывалась очень тяжелая ситуация. Как, например, в Барановичах («Быль о потерянном времени», «СБ» за 4 февраля 2014 года), где местное райпо сдавало прибыльные позиции, теряя потенциальный оборот в несколько миллиардов.

А вот на Столинщине сетевики не успели взять потребкооперацию в тиски. И здесь картина другая. Райпо сегодня и прибыльно, и выполняет соцобязательства. Здесь есть свой логистический центр, развитая сеть магазинов с широким ассортиментом, доходные производства. В частности, кооператоры изготавливают мясные продукты, закупая у населения скот, выпускают бумажные полотенца и туалетную бумагу, занимаются ремонтом авто. За счет этого перекрываются убытки. Сегодня потребкооперация на Столинщине готова конкурировать с любой сетевой компанией.

Впрочем, это касается тех, у кого изначально была хорошая база и креативные подходы. А вот опять же в Барановичах, по данным Барановичского межрайонного комитета государственного контроля, ситуация сильно не изменилась: большие суммы недостачи, нехватка кадров, недавно опять поменялось руководство. Уже второй раз за полтора года... Сетевики там по–прежнему в авангарде.

И здесь возникает вопрос: не расслабит ли в перспективе система госрегулирования тех, на поддержку кого она направлена? Кто даст гарантию, что отдельные руководители некоторых райпо при искусственном сдерживании сильных конкурентов не пустят ситуацию на самотек? Примерно так же, как ряд наших предприятий, которые знают, что при господдержке их товар выставят на прилавки при любом качестве. Конкурента ведь теснят не они, а третья сила в лице государства. Так что не исключаю, что такие меры сдерживания сетевиков тоже временные. Рискну предположить, что это, быть может, последний шанс для отстающих.


alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия № 137 (24767). Среда, 22 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter