Философский камень для бухгалтера

В апреле этого года Президент жестко потребовал от Правительства упростить налоговую систему. По этой причине была создана специальная комиссия, которая занялась оптимизацией налогообложения...
В апреле этого года Президент жестко потребовал от Правительства упростить налоговую систему. По этой причине была создана специальная комиссия, которая занялась оптимизацией налогообложения. Итог работы был озвучен в конце августа, когда Правительство утвердило проект бюджета-2007. Четыре мелких налога в проекте упразднены, еще два — объединены в один.

«Данные меры позволят отменить четыре вида налоговых деклараций и отменить или сократить не менее 150 страниц инструктивных материалов, издаваемых Министерством по налогам и сборам», — прокомментировал суть нововведений министр финансов Николай Корбут. В настоящий момент проект бюджета находится в Администрации Президента (оттуда он, как известно, отправится в Парламент). Будут ли наработки Правительства одобрены целиком и полностью или потребуются серьезные коррективы, сказать сложно. По словам Галины Хотиной, начальника управления анализа бюджета, денежно–кредитной и банковской системы главного экономического управления Администрации Президента, практика последних лет показывает, что и тот и другой вариант вполне вероятен.

Пока идут экспертизы и согласования, тема налогов широко обсуждается в бизнес–кругах. Много внимания посвятили ей и на недавнем заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте, который прошел в Бресте. В дискуссии участвовало более 20 директоров достаточно известных в Беларуси предприятий. Итог ее таков: в будущем необходимы более кардинальные меры по упрощению. Заметьте именно упрощению (!), а не снижению налоговой нагрузки.

По данным некоторых исследований, громоздкое налогообложение дорого обходится малому и среднему бизнесу. На оплату сверхурочной работы бухгалтеров тратится около 15 миллионов долларов в год (причина экстрарасходов — растущий ком инструкций, актов, постановлений). А что говорить о крупных заводах! Красноречивый пример — МАЗ, где работает около 300 бухгалтеров, для которых, как грустно шутит руководство предприятия, надо строить новый заводской корпус. Затраты на такие штаты и без сверхурочной работы огромные.

По словам министра статистики и анализа Владимира Зиновского, в сфере налоговой отчетности в целом по стране занято около 600 тысяч человек. Не слишком ли это много?

...Критиковать, конечно, просто. А что предложить взамен? На совете в Бресте прозвучала интересная идея. Почему бы не сократить перечень уплачиваемых в бюджет налогов до 5 — 6, а возможно, и 3 — 4? Оставив объем платежей прежним. Зачем фирме, «вырастившей» определенный капитал, заниматься его «сортировкой» (заполняя уйму различных деклараций)? Почему этим не могут заниматься 10 тысяч человек, составляющие штат налоговых органов плюс несколько тысяч специалистов из Министерства финансов? Схема получается очень простой. Производитель платит деньги, а налоговики сами их «фасуют»: в пенсионный фонд, в инновационный, на поддержку сельхозпроизводителей и т.д. Сами заполняют нужные бумаги и ведут необходимые расчеты. Сколько ресурсов тогда мог бы сэкономить реальный сектор экономики.

Безусловно, это предложение — пока только идея, проект концепции, так сказать. И в бюджет–2007 его уже не заложить, он сверстан и отправился по традиционному маршруту. Но почему бы не начать с бюджета–2008 или 2009? Это было бы реальным, ощутимым упрощением. Хотя, возможно, и несколько революционным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?