Философия партнерства

В наступившем году тема глобального кризиса, судя по всему, обещает стать главной в сводках новостей и экономических обзорах. Увы, среди экспертов до сих пор нет единого мнения по поводу того, какими будут глубина, продолжительность и последствия “великой депрессии”. В любом случае не стоит питать иллюзий, что кризисный циклон минует нас, пройдет стороной. Весь мир сегодня занят поиском адекватных защитных стратегий. Наше правительство также предложило пакет предупредительных мер по поддержке реального сектора экономики и минимизации последствий кризиса. Речь, в частности, идет о возмещении части процентов по банковским кредитам за счет бюджета, освобождении от таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующих, льготных тарифах на газ и электричество для энергоемких предприятий и других мерах. Насколько эффективны эти предложения? Как действовать в условиях кризиса? На что следует обратить внимание в первую очередь? Об этом рассуждают эксперты в нашей новой рубрике “Вопрос времени”.
Надо слушать своего клиента

Жанна ГРИНЮК, директор Центра социальных бизнес-технологий SATIO:
— В кризисе больше психологии, чем экономики: как бы мы ни были к нему готовы, первая реакция рынка всегда паническая. Но надо знать, как падать, чтобы научиться летать. Несмотря на все проблемы и негативные последствия, которые несет с собой кризис, он может сослужить неплохую службу мировой экономике и, в частности, белорусским предприятиям. Кризис заставит нас сделать то, что мы ленились или боялись делать в докризисный период.
В первую очередь стоит ожидать внедрения технологических инноваций, в том числе с целью снижения себестоимости. В докризисный период они зачастую откладывались в долгий ящик, но сегодня будут активно внедряться, и это отразится в первую очередь на средней рыночной стоимости практически всех товаров. Исключения составляют изменения цен по причине колебаний курсов валют. Выиграет от этого, безусловно, рядовой потребитель.
Еще одна тенденция кризиса — снижение цен на углеводородное сырье. Это тоже благоприятная для нас тенденция, которая позволит значительно снизить себестоимость продукции.
Вместе с тем возрастают требования к управленческому звену. Должна прийти волна управленцев нового поколения, способных быстро и гибко реагировать на внешние события. Человеческий фактор сможет либо углубить падение, либо “вырулить” систему наверх.
Компаниям стоит заниматься снижением себестоимости продукции, затрат, работать по снижению дебиторской задолженности — эти меры помогут локализовать существующие угрозы. Что придется менять в работе? Все одновременно! Товарный портфель, ценовую политику, политику продвижения и политику распределения. Большинству предприятий необходима коррекция ассортимента, его безопасная “чистка”. Если раньше мы могли затоваривать склады, выпускать то, что не нужно покупателю, но выгодно для производителя, то сейчас об этом стоит забыть. Надо слушать своего клиента и быть с ним максимально честным, предлагать те услуги, которые ему нужны и нравятся.

Ищите стратегических инвесторов

Даниэль КРУТЦИННА, ассоциированный партнер по развитию международного бизнеса инвестиционной компании ЮНИТЕР:
— Очень важно, чтобы кредиты, средства, которые будут привлечены из-за границы, направлялись не на выплату зарплаты, а на модернизацию, реструктуризацию предприятий. Только тогда Беларусь получит ощутимый эффект.
Из-за мирового экономического кризиса возможность банковского кредитования, конечно, весьма ограничена. В целом на международных рынках получить финансирование белорусским компаниям очень непросто. Единственным верным способом привлечения ресурсов остается работа со стратегическими инвесторами отрасли, которые обладают собственными средствами. Например, для МАЗа российский ГАЗ был бы неплохим инвестором, так как там имеют хороший опыт реструктуризации производства.
Придется ли ради модернизации продавать белорусские предприятия? Да, это один из возможных вариантов. Но нужно действовать осмотрительно. Сейчас многие зарубежные потенциальные инвесторы не готовы платить справедливую цену, так как у них самих проблемы, дефицит средств. Некоторые из них и вовсе выжидают в надежде, что покупаемая компания подешевеет еще больше, ее можно будет купить за бесценок. В такой ситуации и белорусской стороне нужно отстаивать свои интересы. Приватизация за любые деньги — это тоже неправильно.
Нужно понимать, что любые меры — это работа на перспективу. Быстрого лекарства нет. Нужно действовать на всех фронтах. Причем если стремиться привлечь финансы международных организаций, то нужно иметь четкий план, где и как их будут использовать. Кроме того, необходимо привлекать инвестиции из разных стран. Очень важно, чтобы Беларусь предлагала потенциальным инвесторам  прозрачные, конкурентные условия участия в приватизации, реструктуризации.

Не сокращать штаты, а формировать “прорывные” команды

Леонид ЗАИКО, руководитель аналитического центра “Стратегия”:
— Если говорить в целом о Беларуси, то руководство страны теперь выдвигает такие ориентиры, как свобода и профессионализм. Нужно активнее готовить в стране управленцев и менеджеров-профессионалов.
Неизбежно ли сокращение работников? Я противник сокращения. Из людей, которые высвобождаются, нужно формировать команды по созданию новой, конкурентоспособной продукции. Отправить человека на улицу — это неправильно. Закрыли, свет выключили, все разбежались — это нерационально. Если есть станки, то нужно на них работать, создавать новую продукцию.
Но при этом нам неизбежно придется разобраться с предприятиями, работающими с низкой эффективностью. Это коснется как минимум двадцати процентов предприятий, которые выпускают слишком дорогую продукцию. У нас, например, продовольственные товары дорогие.
Сегодня важно помнить, что любой кризис — это время людей будущего, это не только плохо, но и хорошо. Это время прорывных проектов, новых решений, будущих крупных состояний, пора очистки экономики от шлака, от всего ненужного. Как в бане: вошел в парилку, сбросил все ненужное. Вышел, окунулся в холодной воде — и чувствуешь себя здоровым, сильным.

Открыть дорогу предприимчивым

Леонид ЗЛОТНИКОВ, экономист:
— Рецепт только один — повышение конкурентоспособности нашей экономики. На сегодня это более важно, чем все остальное. У нас устаревшее оборудование, устаревшие технологии, огромные затраты сырья на единицу конечной продукции, в три раза превышающие аналогичные зарубежные показатели. Что делать? Уходить от командной экономики и дать экономическую свободу инициативным и предприимчивым. Государственный сектор всегда менее эффективен. В Беларуси 70 процентов ВВП производится государственным сектором, в других странах столько же дает частный сектор.
Слабые предприятия, выпускающие неконкурентоспособную продукцию, должны уйти с рынка. А помогать надо людям, оказывая им помощь в переобучении и трудоустройстве.
Следует перейти на новый вид специализации и кооперации производства.
Крупные отечественные предприятия неконкурентоспособны, потому что являются, по сути, натуральными хозяйствами. Их должны сменить малые предприятия и фирмы. В Беларуси на одну тысячу населения приходится шесть малых предприятий, а на Западе в десять раз больше. Крупные предприятия там расчленены, занимаются только сборкой, используя детали, которые производятся в разных странах специализированными компаниями. Эти детали дешевле и качественнее, что в результате сказывается на конечной стоимости продукции.
Давно пора изменить законодательство о банкротстве. Почти половина белорусских предприятий имеют просроченную кредиторскую задолженность свыше трех месяцев и без субсидий не может существовать. По западным стандартам это банкроты, которые тянут на дно других. Ожидание госпомощи лишает компании стимула бороться за выживание. К хорошему привыкают быстро,  и, получив деньги от государства один раз, компания будет на них рассчитывать и впредь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter