Философия открытого прилавка

Комитет госконтроля намерен устранить самодеятельные «запреты» на ввоз продовольствия
Комитет госконтроля намерен устранить самодеятельные «запреты» на ввоз продовольствия

Об этом на днях заявил председатель КГК Зенон Ломать. Должностные лица, которые чинят барьеры продукции не из своих регионов, будут привлекаться к ответственности.

В конце марта сотрудники комитета проверили 200 магазинов, расположенных в разных уголках страны. Рейды показали: главы некоторых райисполкомов вводят устные запреты на продажи товаров не только из других областей, но даже из соседних районов... По поручению Президента контроль за свободным обращением белорусской продукции на внутреннем рынке станет жестче. Большинство предприятий страны выпускают качественные изделия, и здоровая конкуренция пойдет им только на пользу, уверены в КГК.

Напомним, что к теме конкуренции на местных рынках обращалась и «СБ» (публикации «В чем правда, блат?» за 14.03.2007 г. и 3.04.2007 г.). Надеемся, свою скромную лепту в утверждение базового принципа современной экономики они также внесли. Во всяком случае, авторские оценки полностью совпали с резюме госконтроля.

Хотя, надо сказать, далеко не все согласились с нашей трактовкой ситуации. Например, в официальном письме в редакцию, подписанном заместителем председателя Миноблисполкома Андреем Николаевичем Позняком, отмечено, что «в области соблюдаются принципы равной конкуренции для различных субъектов хозяйствования независимо от их территориального расположения» и «ограничений по ввозу в Минскую область продукции из других регионов не вводилось».

А вот у Министерства торговли другие данные.

В письме за подписью первого замминистра Михаила Свентицкого сказано: «Для изучения ассортимента реализуемых продовольственных товаров 4 апреля 2007 года специалисты Минторга проверяли магазины Борисова и Молодечно (эти города упоминались в «СБ». — В.В.). Ассортимент цельномолочной продукции представлен как местными производителями, так и предприятиями Брестской, Витебской, Гродненской, Могилевской областей и Минска (доля завезенных изделий превышает 30 процентов от количества наименований). Мясные продукты (мясо и птица, колбасные изделия и копчености и др.) представлены только предприятиями Минской области. Хлебобулочные изделия — областными производителями и некоторыми хлебозаводами Минска. Руководству Миноблисполкома дано указание рассмотреть информацию Министерства торговли и публикации в газете «Советская Белоруссия» на заседаниях гор(рай)исполкомов, принять меры по исключению изложенных фактов и привлечь виновных к ответственности».

Проблема местного протекционизма характерна практически для всех регионов. Смеем надеяться, что теперь областные власти будут не только исправлять постфактум недостатки на городских и районных рынках, но и, помня о серьезных намерениях Комитета госконтроля, начнут действовать на упреждение, прививая подчиненным уважительное отношение ко всякому отечественному производителю. Деление на «своих» и «чужих», какими бы благими целями оно ни объяснялось, прироста ВВП не даст.

Здесь можно ставить точку. Но хочется привести фрагменты еще одного письма из редакционной почты. Автор — наш читатель Валерий Александрович Янчук, кандидат экономических наук, доцент Витебского государственного университета им. Машерова. В своем отклике под названием «Должна ли правая рука конкурировать с левой?» Валерий Александрович предлагает посмотреть на проблему конкуренции с другой стороны.

«Покупатель из какого–нибудь белорусского городка, о котором так печется автор, является в то же самое время работником местного перерабатывающего предприятия. Что произойдет, если, например, «Савушкин» «съест» своего младшего брата из государственного сектора? Работник потеряет работу, зарплату, впадет в депрессию... Должен ли местный руководитель хладнокровно наблюдать за «убийством» своих заводиков? Нет, конечно... Возникает и другой вопрос. А стоит ли предприятиям государственного сектора вообще конкурировать между собой? Конкуренция — это ведь не приятная прогулка, а жестокое соперничество, которое может закончиться и банкротством. Ратовать за такую конкуренцию — это то же, что предлагать правой руке конкурировать с левой. В данном случае лучше развивать не конкуренцию, а соревнование, основанное на сотрудничестве, предполагающее обмен опытом...»

Привожу эту цитату, поскольку схожие мнения доводится слышать нередко. Но уместна ли сегодня такая постановка вопроса? Поскольку полемику о пользе конкуренции разрешила сама история. Вспомним недавнее прошлое. Когда СССР только чуть приоткрыл внутренний рынок, многие предприятия оказались абсолютно беспомощными перед товарами с «конкурентного» Запада. Стоит ли забывать этот горький урок? Мир вокруг нас находится в постоянном развитии, и запираться в собственном «футляре» недальновидно. Только жесткая конкуренция с собственным и импортным производством может взрастить настоящих лидеров — будь то мясо–молочная отрасль или производство холодильников, комбайнов и тракторов. Да и не стоит, наверное, драматизировать ситуацию со слабенькими заводиками. Кого–то открытая борьба подстегнет к творческим решениям и скорейшей модернизации, а кому–то действительно придется сдаться «на милость победителя». «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка» или «Слуцкий мясокомбинат», уверен, не против расшириться за счет нескольких небольших региональных предприятий своего профиля (хотя бы по той причине, что большое транспортное плечо повышает издержки). И возможно, так случится в скором будущем. Лидеры принесут на захудалые производства свои технологии, рецепты, менеджмент, повысят эффективность. Таковы законы развития современного бизнеса. Они не без изъянов. Но лучших еще никто не придумал... Не так ли?

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter