На сцену Большого театра возвращается "Волшебная флейта" Вольфганга Амадея Моцарта

Философия оперы

На сцену Большого театра возвращается «Волшебная флейта» — пожалуй, самое загадочное и противоречивое произведение великого Моцарта. Всего год прошел с того момента, как спектакль отправили на заслуженный творческий отдых, а афиши уже вовсю зазывают на премьерную новинку. 30 марта «Волшебная флейта» вновь зазвучит с главной оперной сцены страны — на этот раз абсолютно по–новому.


Двуязычие — одна из главных фишек старого нового спектакля. В предыдущей редакции оперы в постановке Маргариты Изворска–Елизарьевой герои, если кто помнит, вели неспешные беседы и пели на чистейшем русском. На этот раз задачу артистам решили усложнить: все арии — исключительно на языке Шиллера и Гете. Правда, между собой герои по–прежнему будут общаться по–русски. Режиссер Ханс–Йоахим Фрай уверяет нас, что двуязычие в данном случае — прием вполне себе оправданный. Ведь у Моцарта главный герой — чужестранец, и заговорить по–русски его заставляет... любовь:

Ханс–Йоахим Фрай

— «Волшебная флейта» — опера–сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством, дружбы над враждой. Именно на этих противоборствах и строится вся постановка.

Самого режиссера языковой барьер давно не смущает. В 2013 году немец уже работал в плотном творческом тандеме с белорусскими артистами. Именно под его чутким руководством над исторической сценой Большого впервые в истории театра проплыл «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. «Волшебная флейта» — вторая работа Фрая в наших оперных краях. Как и прежде, особое внимание режиссер, известный своей доскональностью и вниманием к деталям (немецкий менталитет!), уделил работе над сценографией и костюмами. Вдохновение, признается, черпал в популярных кино– и телесагах в стиле фэнтези — «Властелине колец» и «Игре престолов»:

— Благодаря сериалам и фильмам в жанре фэнтези мы можем побывать в эпохах Средневековья, Ренессанса. Стиль фэнтези не имеет временных границ и позволяет соединить воедино несколько эпох. Мы попытаемся наполнить спектакль волшебством и фантазией. Для этого будет задействована компьютерная графика и сложные механизмы сцены, а смена декораций будет происходить вместе со сменой картин и места действия в опере.

«Волшебная флейта», уверяет режиссер, благодатная творческая почва для теоретических предположений и гипотез. Сюжет полон противоречий, каждое из которых может трактоваться десятками различных способов. Разгадать заложенные Моцартом и утерянные за два века смыслы зрителям вместе с режиссером поможет маэстро Манфред Майрхофер. Имя для наших слушателей тоже знакомое: он работал вместе с Фраем над «Летучим голландцем». От «Волшебной флейты» дирижер в не меньшем восторге:

— Люблю эту оперу за то, что она представляет собой комбинацию различных стилей, которые отлично чувствуются. Но вместе с тем произведение является единым целым — именно в этом проявляется талант Моцарта. В этой опере нет ничего, что можно было бы сделать лучше. Она совершенна. Я довольно давно не дирижировал «Волшебной флейтой», в последний раз это было в 2002 году в опере Гамбурга, и счастлив, что сейчас снова могу прикоснуться к Моцарту, в моей голове ежеминутно прокручивается каждая нота. Я вижу, что белорусским исполнителям нравится работать над этой премьерой, с какими бы трудностями мы ни сталкивались. Очень хочу приучить исполнителей к более легкому стилю исполнения, свойственному Моцарту, и поэтому прошу их отойти от всего тяжелого и увесистого, как, например, у Чайковского или Рахманинова.


Финалист телешоу «Большая опера» тенор Юрий Городецкий со своим Тамино и его похождениями по дороге познания знаком не первый сезон. Пел в первой версии, несколько лет назад также засветился в немецкоязычной постановке. А потому называет свою роль близкой и понятной:

— Я знаю, о чем пою, какую идею хочу донести и какой образ представить зрителям. Поэтому трудностей при подготовке к премьере лично у меня практически не возникает.

А вот сопрано Татьяна Гаврилова в запутанной моцартовской истории участвует впервые. Честно признается: работать сложно:

— Режиссер Ханс–Йоахим Фрай — человек требовательный, бескомпромиссный. Он не привык работать в репертуарных театрах и поэтому не понимает, как артисту можно думать о нескольких спектаклях одновременно. Ведь, помимо подготовки премьеры, мы еще заняты в текущем репертуаре... Но история, которая должна получиться на выходе, стоит всех тех трудностей, с которыми мы сталкиваемся. Это будет очень зрелищный, красивый спектакль с глубинными философскими смыслами и символами.

К слову, оценить новое прочтение «Волшебной флейты» в постановке Ханса–Йоахима Фрая можно не только 30 марта. Премьерные показы пройдут также 11 и 12 апреля.

СПРАВКА «СБ»

«Волшебную флейту» Моцарту заказал либреттист Эмануэль Шиканедер, чтобы хоть как–то помочь старому приятелю свести концы с концами. Премьера состоялась 30 сентября 1791 года в венском театре «Ауф дер Виден», дирижировал в тот вечер сам композитор. «Волшебная флейта» стала последним произведением Моцарта, он умер всего через два месяца после премьеры.

КСТАТИ

Постановка «Волшебной флейты» — одна из частей программы Австрийского культурного сезона в Беларуси. Премьера стала совместной работой концертного зала «Брукнерхаус» в Линце и нашего Большого театра.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter