Философия «большого» и «малого»

Партнерство государства и предпринимателя - инструмент модернизации промышленной политики в стране

Беларусь, как известно, сегодня имеет   достаточно развитый многоотраслевой промышленный экспортно-ориентированный комплекс. В стране предпринята экономическая стратегия, направленная на взаимодействие малого, среднего, крупного государственного и частного бизнеса. Речь фактически идет о партнерстве государства и предпринимателя как инструменте модернизации промышленной политики в стране. Эта актуальная проблема всесторонне обсуждалась на очередном заседании Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА).

Председатель совета, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Сергей Заболотец в своем докладе подчеркнул: характерной чертой современной экономики является качественно новый характер ее промышленного сектора. Возникла необходимость адаптации к изменчивой глобальной ситуации в «новой экономике». Увеличивается доля и растет значимость интеллектуальных производств. Для реализации такой политики имеется достаточно большой набор инструментов. Предоставление преференций объектам промышленности. Использование практики софинансирования государством проектов, реализуемых  в рамках промышленной политики. Расширение существующих и создание новых территориально-производственных комплексов. Стимулирование развития региональных и локальных кластеров-групп взаимодействующих компаний и связанных с ними инфраструктурных институтов. 

у нас в стране уже ведется работа по исполнению инициированных Президентом ряда государственных и республиканских программ. Например, формирование крупных объединений и вовлечение в сферу их деятельности многих ранее не загруженных либо отстающих предприятий, в том числе расположенных в малых городах и поселках. В этом ключе в последние годы проводится работа в агропромышленном секторе, где сотни хозяйств получили второе дыхание после кооперации либо присоединены к крепким организациям. 

Появляется также хорошая возможность расширять субконтрактацию как форму работы разных уровней бизнеса. Контрактор (субконтрактор) — тот же подрядчик. Как отметила завкафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь Ирина Новикова, с субконтрактацией тесно связан и аутсорсинг — передача специализированным организациям исполнения каких-либо функций. Или изготовление изделий, которые ранее производились на данном предприятии. Ведь именно малый производственный бизнес является фактором эффективных кластеров. А развитие кооперации и субконтрактации стало сейчас основой повышения эффективности производства. 

В нашей стране формы государственно-частного партнерства представляют собой новый инструмент. Сегодня на практике используется заключение контрактов с частными компаниями на выполнение работ и оказание услуг. Далее — лизинговые соглашения на передачу государством в аренду частному сектору своей собственности — зданий, сооружений, производственного оборудования. И создание государственно-частных предприятий. 

Новая отечественная промышленная политика должна ориентироваться на создание условий для развития производственной кооперации между крупными и малыми предприятиями. Сегодня многие из них, долгие годы остававшиеся на плаву благодаря господдержке, теряют свои позиции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Из-за высоких издержек они не могут конкурировать с более мобильными и эффективными компаниями. 

Что же представляет собой сегодня в реальном секторе экономики республики кооперационное сотрудничество, скажем, между крупными и малыми заводами? Увы, его, по сути, нет. Более того, ориентируясь на производство готового продукта, они нередко конкурируют между собой. К сожалению, тормозят это дело различные формальные и неформальные ограничения для госпредприятий на закупку сырья и комплектующих у субъектов малого предпринимательства, а также на размещение у них заказов на производство отдельных деталей. 

Государственные активы, в том числе в виде недвижимости, используются недостаточно эффективно. Поэтому весьма актуален вопрос поиска новых путей запуска объектов государственной собственности в рыночный оборот. И, в частности, увеличения на этой основе прямых инвестиций в экономику. 

Наиболее гибкая комплексная и широкая в мировой практике концессионная деятельность в республике не развита. Хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны. 

С принятием Инвестиционного кодекса Беларуси был законодательно закреплен институт концессий. Конкретно: введен термин, определены порядок и условия заключения и выполнения договоров в этой области, сроки, а также ряд других положений. Сейчас в соответствии с данным Кодексом разрабатывается необходимая нормативно-правовая база.            

— Назрела необходимость подготовки и принятия целостного нормативного правового документа, определяющего промышленную политику страны, — считает председатель БНПА Николай Стрельцов. — Это может быть концепция, на основе которой потом будет разработан закон. К этому важному делу следует привлечь широкую общественность, директорат, ученых, специалистов. 

В республике складывается достаточно стройная система управления научно-технической сферой, инновациями. Принята и выполняется государственная и отраслевые программы инновационного развития страны. Но вот серьезная проблема: доля новой высокотехнологичной продукции адекватно не увеличивается. А ведь белорусская экономика — одна из наиболее открытых и ориентированных на экспорт в мире.  

Необходимо максимально сократить существующий пока разрыв между наукой и производством. Здесь, очевидно, нужен целый комплекс организационно-экономических мер. В том числе и внедрение форм финансирования рисковых проектов, главная задача реализации которых — обеспечение тиражирования научно-технических разработок. 

Участники заседания приняли рекомендации по обсуждаемому вопросу. В них, в частности, считается целесообразным одобрить и рекомендовать для применения на других ведущих предприятиях опыт заводов — Минских тракторного и автомобильного, «Минскжелезобетона», «Пинскдрева» — по увеличению темпов производства и экспорта. В том числе, что очень важно, с привлечением к сотрудничеству ряда средних и малых предприятий на условиях производственной кооперации и субконтрактации. Также весьма ценна практика Лидского района по экономическому развитию региона. Здесь довольно активное партнерство местных органов власти, государственных и частных предприятий. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter