Фильм как перформанс

Киноавангард как повторение пройденного

Революции в искусстве, с которых начинался XX век, потрясли мир не меньше, чем все те, отголоски которых чувствуются до сих пор. Впрочем, традиции того первого художественного авангарда тоже ощутимы сегодня. Те смелые формы были плодом исканий неутомимой интеллигенции, мечтающей о свободе, о безграничном выражении своего «я», которое мыслилось большей реальностью, чем сама реальность. Произведения абстракционизма, кубизма, дадаизма, сюрреализма, супрематизма являлись своеобразными пророческими текстами грядущих катаклизмов. Правда, представленный в них расщепленный на отдельные кусочки мир понимали не все. Авторы -измов, будучи запрограммированными на непонимание, сопровождали свои творения огромным количеством статей, теоретических разъяснений. Ни одно авангардное явление не обходилось без своего манифеста.

Фото kinopoisk.ru

Это было в 20 — 30–х годах и, казалось, навсегда осталось там. Но молодой немецкий режиссер Джулиан Розефельд, открыв для себя манифесты классиков мирового авангарда, поразился их современности: «В их текстах столько всего актуального, что это шокирует». Он создал фильм «Манифесто», основанный исключительно на цитатах знаменитых «манифестантов». Программные заявления Бретона, Тцары, Малевича, Маринетти действительно как будто созданы в нынешнем и для нынешнего времени. «Современный кризис обнажил систему капитализма»; «Страдания человека сегодня не интереснее страданий электрической лампочки»; «Человек лишь расходный материал разового употребления»; «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости»; «Мы живем в эпоху, когда общепризнанные ценности более недействительны, когда умопомрачительные открытия делаются каждый год, когда катастрофы невероятных масштабов происходят еженедельно».

Это самый необычный и неожиданный фильм. Он сам по себе является и сверхавангардом, и вызывающим манифестом современного искусства, и своеобразным оммажем революционному искусству прошлого. Это произведение Джулиана Розефельда трудно назвать либо игровым, либо документальным кино. Скорее всего, это фильм–перформанс, фильм–коллаж, составленный из 13 как будто не связанных между собой эпизодов, каждый из которых — провозглашение того или иного манифеста. 13 разных персонажей (бездомный, учительница, брокер, мусорщица, домохозяйка, хореограф, рок–певица, актер–кукольник, телеведущая, устроительница выставки, строитель, работница фабрики, вдова) то задумываются, как можно упорядочить душащий человека хаос, то заверяют в банкротстве современного искусства, то обвиняют художников в бездарности и неискренности, то убеждают в том, что самое главное сегодня — сохранить самобытность. Вернисаж и похороны, семейный ужин и мусорная свалка, телестудия и панк–вечеринка становятся сценой для вдохновляющих высказываний о свободе и новаторстве, о политике и искусстве, о любви и смерти. Однако, несмотря на пространные разговоры об искусстве, о роли художника, авторская мысль выражает ровно противоположное: сомнение в значимости фигуры художника, в его способности хоть как–то влиять на развитие общества. Вторая фишка этого фильма чисто актерская. Все 13 эффектных монологов 13 персонажей в 13 различных обстоятельствах играет одна актриса Кейт Бланшетт. Ее искусство перевоплощения не знает равных. Профессионалы уверяют, что для нее действительно нет ничего невозможного: от образа английской королевы до берлинского бомжа, от драматической роли до острохарактерной, от комедийной до трагической. «Манифесто» — своеобразный бенефис актрисы. В этом фильме ее привлекла не только выигрышность роли (ролей), но и возможность высказать свое слово об искусстве: «Многие манифесты были написаны тогда, когда существовал Бог. Но я не знаю, возможно ли это сейчас...»

lpsm3163@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Василий, 64, г. Старые Дороги
«Манифесто» немецкого видеохудожника демонстрируется в кинотеатрах, но больше подходит для арт-галерей, где лента изначально экспонировалась (премьера ленты прошла в крупнейшем австралийском музее ACMI). Это не кино в привычном смысле слова, а полнометражный арт-проект и одновременно попытка стряхнуть пыль со знаменитых манифестов и прочесть их не как фрагменты истории искусства и политики, а как истошные крики души талантливых людей – как правило, молодых и неоперившихся, еще только ищущих свое «я».... Все понятно, здорово и прекрасно, но простите меня, ради бога... Я я почти весь фильм проспал, когда было не столь шумно... Потому что такое «кино не для всех» требует зрительского сотрудничества и легко может усыпить того, кто не готов вслушиваться, вдумываться и оценивать. «Манифесто» – фильм для терпеливых и заинтересованных, а не для тех, кто идет в кино ради сюжета, драйва, эмоций и прочих достоинств мейнстримного повествовательного искусства. Что касательно рецензии - супер, хотя пришлось перечитать трижды. Ведь даже простой человек тянется ко всему  "умному, тонкому, мудреному, прекрасному , гениальному..." Ваш "кинодом" уже и затем читать надо, что он "ум в порядок приводит..."
Дмитрий, 23, Минск
Спасибо за статью. Обязательно посмотрю этот фильм.
Василий, 64, г. Старые Дороги
«Манифесто» немецкого видеохудожника демонстрируется в кинотеатрах, но больше подходит для арт-галерей, где лента изначально экспонировалась (премьера ленты прошла в крупнейшем австралийском музее ACMI). Это не кино в привычном смысле слова, а полнометражный арт-проект и одновременно попытка стряхнуть пыль со знаменитых манифестов и прочесть их не как фрагменты истории искусства и политики, а как истошные крики души талантливых людей – как правило, молодых и неоперившихся, еще только ищущих свое «я».... Все понятно, здорово и прекрасно, но простите меня, ради бога... Я я почти весь фильм проспал, когда было не столь шумно... Потому что такое «кино не для всех» требует зрительского сотрудничества и легко может усыпить того, кто не готов вслушиваться, вдумываться и оценивать. «Манифесто» – фильм для терпеливых и заинтересованных, а не для тех, кто идет в кино ради сюжета, драйва, эмоций и прочих достоинств мейнстримного повествовательного искусства. Что касательно рецензии - супер, хотя пришлось перечитать трижды. Ведь даже простой человек тянется ко всему  "умному, тонкому, мудреному, прекрасному , гениальному..." Ваш "кинодом" уже и затем читать надо, что он "ум в порядок приводит..."
Валентина, 54, МИНСК
Я не поклонница произведений абстракционизма, кубизма, сюрреализма, но прочитав статью Людмилы Петровны мне захотелось посмотреть этот фильм.Тем более, что я люблю  актрису Кейт Бланшетт.  Спасибо автору статьи.
Леонид_Н, 65, Минск
Рецензия Л. Саенковой позволяет многим людям далеким от  искусства узнать. что есть вот такой фильм (конечно, не для всех). где содержатся манифесты всевозможных видов современного и пусть немного  несовременного художественного творчества. Многие из этих людей заинтересуются этим всем. Для них это будет  импульсом, чтобы прильнуть к окошечку в этот странный, сладко-пагубный  мир  искусства - мир смеси глупости и гениальности, пуританства и эротики.  Этот фильм надо обязательно посмотреть, заранее зная, что часть просмотра может быть скучна. Зато потом выйдешь из кинозала совсем другим человеком. Упоминание о немецком режиссере вызывает ностальгию по забытому Берлину  20-х гг.  прошлого века, не менее космополитичному,чем, например, Париж. Ну а страдания  индивидума, даже такого персона- жа, как молодой Вертер были и раньше малоинтересны людям, пускай понятие электрической лампочки  не существова- ло в человеческом сознании, как и бозон Хиггса.  Большое спасибо Людмиле Петровне за прекрасную рецензию.
Людмила, Минск
Василий, 64, г. Старые Дороги, Спасибо большое за столь изысканный комментарий от настоящего эрудита, а самое главное чувствующего человека. Согласна: фильм на любителя и ценителя. Он совсем не для массовой аудитории. Но ведь и весь художественный авангард рассчитан тоже не на всех. Самое главное, что именно эти неординарные "выходки" неординарных авторов и развивают язык искусства, дают возможность выйти к новым формам, да и к новым смыслам.
Людмила, Минск
Леонид_Н, 65, Минск, Фильмы разные важны, фильмы разные нужны. Как и произведения других видов искусства. Когда-то и "Черный квадрат" считался бредом. Да не только когда-то, многие и сейчас так считают. Непонятен и скучен для многих Дали, Пикассо, Шагал, Тарковский. Но ведь именно эти вызывающие представители того пространства, где есть смесь "глупости и гениальности, пуританства и эротики", смогли внести свою лепту в то, что называется "язык искусства". "Безумство храбрых" - великая сила. Возможно, и этот фильм тоже обогатит тех, кто ищет свои пути. Роптали на Бергмана, недоумевали, просматривая Феллини, скучным казался Антониони. А правда-то оказалась на их стороне.
С искренним восхищением и бесконечным уважением к любому Вашему слову
Леонид_Н, 65, Минск
Красоту и волшебство химических формул  поймет  тот, кто хоть немного разбирается в химии. Наверно, чтобы человек понял  Дали и Пикассо  его надо сначало учить (может долго) проникновению  в искусство. Ведь даже ложку держать  в руке надо учить. Не обязательно всем  понимать Андрея Тарковского или Эгона Шиле. Пусть они  всегда будут творцами  для меньшинства.  Но должен быть выработан критерий отличения непонятого гения от  ловкого притворщика.  Хорошо,  если бы  еще  комментарий написали студенты и участники арт-учреждений и галерей.  Им этот фильм надо посмотреть обязательно. Может они что-то понимают не так, как мы?   Для нас ткань жизни - менуэты Луи 14 и твист,  для них ткань жизни - тверкинг. Меньшинству, влюбленному  в искусство, надо помочь понять и менуэт и тверкинг. Такие люди с радостью пойдут на фильмы, подобные "Манифесто"!  
Дмитрий, 70, Минск
Фильм не смотрел, но с большим интересом прочел рецензию и комментарии. Удивительно, но интернет дает возможность людям из, казалось бы, глубокой провинции проявить свою высокую эрудицию, тонкий вкус, и в то же время показывает убогость и вульгарность дам из бомонда "культурной столицы" - Татьяны Толстой и Евдокии Смирновой.
Сергей, 55, Минск
Я не смотрел этот фильм. И у меня есть своё отношение к фильмам в стиле авангард или, как их ещё называют, фильмам для немногих, для арт-аудитории. Но после прочтения этой статьи я, без преувеличения, наконец сформулировал для себя значение искусства  с "измами", которое я никак не мог осознать его для себя. И в фильме этого немецкого режиссёра, в его авангардном посыле, в этом, на первый взгляд, хаосе и абсурде мыслей художника есть главное: нас предупреждают о катаклизмах, с которыми мы сталкиваемся каждый день. При современной дикой скорости нашего времени мы, пользуясь достижениями этой же скорости, погружаемся в мир постоянных катаклизмов и социальных проблем и неожиданностей. Наверное, здесь и кроется ключ к разгадкам.. Просто эти художники видят это и пытаются донести это видение до нашего сознания..
Анатолий, 67, Staten island New York
 Время манифестов не прошло, Это наше время, это наше  Сегодня . А по поводу   Всевышнего и – глубоко убеждён  -  Есть . Но он должен быть в сердце каждого из нас   И не обязательно для этого ходить в церковь, мечеть или в синагогу  
Оксана, 50, Лида
Благодаря рецензии и комментариям обязательно посмотрю фильм! Жизнь как и искусство разнообразно, все интересно знать. Спасибо автору.
Виктория, 42, Минск
Восхитительная рецензия. Читала с большим удовольствием и интересом.  Спасибо. Надеюсь, что и сам фильм вызовет такие же ощущения.  
Юрий, 63, Нью Джерси, США
Спасибо Людмиле Петровне.
С нетерпением ждём следующих обзоров.
Как всегда статья написана профессионалом. Успехов в работе.
Геннадий, 40, Минск
Спасибо Людмиле Петровне за интересную и изысканную рецензию, говорящую о глубине ее таланта, не меньшем, чем у режиссера и главной актрисы картины "Манифесто". После такой рецензии хочется смотреть фильм и размышлять. Даже человек, интересы и взгляды которого иные, чем представляется в фильме, должен быть способен знакомиться со многим, чтобы не быть невеждой и узкомыслящим, не обязательно меняя при этом свои жизненные позиции. Людмиле Петровне - дальнейших успехов и шедевров!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости