Киноавангард как повторение пройденного

Фильм как перформанс

Революции в искусстве, с которых начинался XX век, потрясли мир не меньше, чем все те, отголоски которых чувствуются до сих пор. Впрочем, традиции того первого художественного авангарда тоже ощутимы сегодня. Те смелые формы были плодом исканий неутомимой интеллигенции, мечтающей о свободе, о безграничном выражении своего «я», которое мыслилось большей реальностью, чем сама реальность. Произведения абстракционизма, кубизма, дадаизма, сюрреализма, супрематизма являлись своеобразными пророческими текстами грядущих катаклизмов. Правда, представленный в них расщепленный на отдельные кусочки мир понимали не все. Авторы -измов, будучи запрограммированными на непонимание, сопровождали свои творения огромным количеством статей, теоретических разъяснений. Ни одно авангардное явление не обходилось без своего манифеста.

Фото kinopoisk.ru

Это было в 20 — 30–х годах и, казалось, навсегда осталось там. Но молодой немецкий режиссер Джулиан Розефельд, открыв для себя манифесты классиков мирового авангарда, поразился их современности: «В их текстах столько всего актуального, что это шокирует». Он создал фильм «Манифесто», основанный исключительно на цитатах знаменитых «манифестантов». Программные заявления Бретона, Тцары, Малевича, Маринетти действительно как будто созданы в нынешнем и для нынешнего времени. «Современный кризис обнажил систему капитализма»; «Страдания человека сегодня не интереснее страданий электрической лампочки»; «Человек лишь расходный материал разового употребления»; «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости»; «Мы живем в эпоху, когда общепризнанные ценности более недействительны, когда умопомрачительные открытия делаются каждый год, когда катастрофы невероятных масштабов происходят еженедельно».

Это самый необычный и неожиданный фильм. Он сам по себе является и сверхавангардом, и вызывающим манифестом современного искусства, и своеобразным оммажем революционному искусству прошлого. Это произведение Джулиана Розефельда трудно назвать либо игровым, либо документальным кино. Скорее всего, это фильм–перформанс, фильм–коллаж, составленный из 13 как будто не связанных между собой эпизодов, каждый из которых — провозглашение того или иного манифеста. 13 разных персонажей (бездомный, учительница, брокер, мусорщица, домохозяйка, хореограф, рок–певица, актер–кукольник, телеведущая, устроительница выставки, строитель, работница фабрики, вдова) то задумываются, как можно упорядочить душащий человека хаос, то заверяют в банкротстве современного искусства, то обвиняют художников в бездарности и неискренности, то убеждают в том, что самое главное сегодня — сохранить самобытность. Вернисаж и похороны, семейный ужин и мусорная свалка, телестудия и панк–вечеринка становятся сценой для вдохновляющих высказываний о свободе и новаторстве, о политике и искусстве, о любви и смерти. Однако, несмотря на пространные разговоры об искусстве, о роли художника, авторская мысль выражает ровно противоположное: сомнение в значимости фигуры художника, в его способности хоть как–то влиять на развитие общества. Вторая фишка этого фильма чисто актерская. Все 13 эффектных монологов 13 персонажей в 13 различных обстоятельствах играет одна актриса Кейт Бланшетт. Ее искусство перевоплощения не знает равных. Профессионалы уверяют, что для нее действительно нет ничего невозможного: от образа английской королевы до берлинского бомжа, от драматической роли до острохарактерной, от комедийной до трагической. «Манифесто» — своеобразный бенефис актрисы. В этом фильме ее привлекла не только выигрышность роли (ролей), но и возможность высказать свое слово об искусстве: «Многие манифесты были написаны тогда, когда существовал Бог. Но я не знаю, возможно ли это сейчас...»

lpsm3163@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter