Фильм «Березка»: Алексей Серебряков встретится с Азнавуром

В Москве и городах Золотого кольца полным ходом идут съемки 16-серийного фильма «Березка» о всемирно известном танцевальном коллективе.

Алексей Серебряков сыграл сотрудника КГБ, влюбленного в Надежду Светлову

Ансамбль был создан в 1948 году талантливым хореографом Надеждой Надеждиной и до сих пор завораживает зрителей необычным, «плывущим» шагом, создающим впечатление, будто танцовщицы стоят на месте, а сцена под ними вращается.

События фильма происходят в период с 1984 по 1991 год. Главным героиням — дерзкой провинциалке Варе, амбициозной красавице Эдите из Таллина и коренной москвичке Лене — предстоит пройти непростой путь к большой сцене.

Любовь Константинова и Евгений Сидихин

Художественного руководителя «Березки» (прототип Надеждиной) играет Лидия Вележева. В ее героиню, Надежду Светлову, давно и безнадежно влюблен сотрудник КГБ Анатолий (Алексей Серебряков), сопровождающий ансамбль в зарубежных поездках.

«Я лично не знала Надеждину, но мне кажется, я ее хорошо чувствую. Это женщина огромной силы и доброты, личность редкого масштаба, гордость страны. Сыграть такую роль — большая честь и ответственность», — рассказывает Вележева.

Для актрисы Марии Порошиной, которая играет мать одной из танцовщиц, участие в картине особенно волнительно: «Мой папа, Михаил Иванович Порошин, десять лет пел в ансамбле «Березка». На концертах между танцами есть вставные номера — настоящие мини-спектакли. В них папа в русском костюме пел песню, а потом на сцену выходил медведь, и они вместе плясали». Маленькая Маша и сама танцевала в детском коллективе «Спутник Березки».

Марии Порошиной досталась роль мамы одной из главных танцовщиц ансамбля

Михаилу Ефремову досталась роль директора ансамбля. Еще один персонаж истории — Володя, водитель Светловой. Его играет Михаил Пшеничный. «Мне очень нравится то время, те идеалы. Тогда была честность, доброта, выручка. Семьи были вместе. Для меня это очень близко», — говорит Михаил.

В роли провинциалки Вари задействована актриса Любовь Константинова, знакомая пользователям интернета по последнему клипу группы «Ленинград».

Одну из самых живописных сцен — свадьбу всеобщей любимицы Вари — снимали на Волге, на теплоходе, с участием всего ансамбля. Невеста и жених Алексей (актер Петр Рыков) сидели во главе длинного праздничного стола, накрытого отнюдь не бутафорской едой. Когда жених и невеста стали целоваться под всеобщие крики «Горько!», Нина Усатова — она играет художника по костюмам «Березки» — решила поправить «молодых» и подсказала, как правильно было это делать в те времена: «Разве так целовались раньше? Невеста должна прикрыться фатой!»

Экс-солист группы «Корни» Александр Асташенок сыграл певца Валентина Ларина, друга жениха, испол­нившего песню, под которую молодожены танцуют свой первый танец.

Михаил Ефремов и Лидия Вележева сыграли директора и худрука «Березки»

Благодаря находчивости и таланту актеров в фильме появилось несколько сцен, не прописанных в сценарии. Например, во время небольшой паузы Вележева и Усатова, обсуждая что-то, вдруг запели украинскую народную песню «Ніч яка місячна». А Евгений Сидихин, игравший отца Вари, начал им подпевать. Экспромт настолько понравился режиссеру, что он предложил вставить этот эпизод в фильм.

«Кастинг на проект был очень серь­езным, поскольку исполнительницы главных ролей должны быть не просто хорошими актрисами, но и уметь танцевать, — говорит режиссер картины Александр Баранов. — Группа еще до начала съемок в течение месяца посещала репетиции и выступления «Березки». Во время съемок танцевальных сцен в качестве консультанта у нас работает хореограф коллектива».

Гастроли ансамбля в Америке и Франции снимали в Москве. Как рассказала второй режиссер фильма Лиля Пысларь, это делалось так: из интернета брали референсы (вспомогательные изображения) — картинки Нью-Йорка 1980-х, художник их отсматривал, обрабатывал, рисовал свой референс и давал задание найти похожие места. Из трех предложенных для «Америки» локаций была выбрана одна — деловой комплекс «Белая площадь» у метро «Белорусская». По обе его стороны расположены здания, напоминающие американскую архитектуру, кое-где натягивали хромакейный фон, на который позже переносили высотки Нью-Йорка. В Америке артисты «Березки» должны были встретить брейк-дансеров — уличных танцовщиков. В СССР об этом танце тогда никто практически не знал, но участники ансамбля попытались ему подражать.

Площадь в районе Белорусского вокзала превратилась в улицы Нью-Йорка 1980-х

Парижские сцены снимали ночью на набережной Якиманки. Выстроили декорации уличных кафе, привезли иномарки с французскими номерами, соответственно одели массовку. Сейчас по всей Москве идут поиски двойника Шарля Азнавура. По сюжету в парижском кафе с ним будут встречаться Светлова и Анатолий. «Мы звонили и самому Азнавуру, но он не очень хорошо себя чувствует и сыграть себя 40-летнего уже не сможет, — рассказывает Пысларь. — Сейчас покупаем права на его песни — в фильме обязательно будут звучать самые популярные композиции шансонье».

Роль отрицательного персонажа Миронова досталась Марку Богатыреву. Актер считает свое появление в картине настоящим чудом, ведь он дважды отказался от этой работы, согласился только, когда прочитал сценарий полностью: «Я был поражен тем, какие метаморфозы происходят с моим героем. С первого взгляда мы ­видим подонка без души. Но со временем под маской бессердечного дельца начинают проступать новые грани, и его действия предстают в другом свете. Думаю, у меня все-таки есть отрицательное обаяние, раз этот неоднозначный герой достался именно мне».

«Мы не снимаем документально-историческое кино. Мы стремимся передать душу ансамбля, который существует столько лет и всегда восхищает зрителя мастерством и волшебной, неповторимой техникой», — подводит итог исполнительный продюсер кинокомпании «Русское» Илья Папернов.

Премьера фильма состоится в 2018 го­­ду на канале Россия и будет приурочена к 70-летию ансамбля.

Лика БРАГИНА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ

Все фото предоставлены пресс-службой кинокомпании «Русское»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter