Премьера «Кукла. Фикус. Магазин» в Новом театре: осуждение инфантильной психологии современников в легкой комедийной форме

Фикус моей тайны

В Новом драматическом театре прошли премьерные показы бесшабашной «криминальной» комедии «Кукла. Фикус. Магазин» по пьесе известного российского драматурга Ярославы Пулинович в постановке актера и режиссера Артема Пинчука. Драматургия Пулинович хорошо известна минскому зрителю: в самом Новом до этого дважды обращались к ее пьесам, здесь выходили премьеры «Как я стал…» и «Жанна» в постановке главного режиссера театра Сергея Куликовского. Кроме того, многим памятна и совместная белорусско-российско-эстонская картина «Я не вернусь» режиссера Ильмара Раага, одним из сценаристов которой была Пулинович. Данная картина — один из самых успешных примеров копродукции «Беларусьфильма» с зарубежными партнерами. Удобоваримый и понятный мейнстрим. Постсоветские «Тельма и Луиза». Роуд-муви без претензий на высоколобое искусство.

Актеры Милана Иванова и Валентин Уласень — Ромео и Джульетта наших дней в циничном мире супермаркета.

Чем привлекают режиссеров ее пьесы? Наверное, какой-то своей особой уральской энергией (не зря Ярослава — одна из самых успешных учениц екатеринбургского драматурга, педагога и режиссера Николая Коляды), живостью характеров, узнаваемыми ситуациями, пулеметным диалогом, в котором нет-нет да и проскочит если не крепкое, то соленое словцо. И это нормально для современной сцены, обращенной в день сегодняшний со всеми его вывихами, страхами и поисками хоть какой-то гармонии.

И вот Новый драматический театр, активно работающий с современной драматургией, снова обратился к Пулинович. На этот раз спектакль поставил не главный режиссер, а Артем Пинчук, до этого известный актер, дебютировавший некоторое время назад как режиссер постановкой «День» по пьесе классика театра абсурда Славомира Мрожека. Премьера «Кукла. Фикус. Магазин» получилась у него бойкой и даже немножечко нахальной, но это ее не портит. Искрометная и непредсказуемая история, действие которой разворачивается в современном супермаркете, увлекает с первых минут и не отпускает внимание зрителя до самого финала. Авторы спектакля предлагают широкую панораму современной жизни с легкой и ироничной критикой общества потребления, осуждение торжествующего сегодня инфантилизма и различных условностей современной корпоративной культуры с ее четко выстроенной карьерной иерархией и «плюшками». Однако даже в супермаркете остается место для любви, надежды и веры в лучшие качества человеческой природы. Визит странной старухи в супермаркет переворачивает жизнь героев с ног на голову. Современного драйва премьере, кроме актуальной тематики и стремительной режиссуры, добавляет виртуозная визуальная составляющая — тандем художника-постановщика Лидии Малашенко и художника по свету Владислава Рихтера. Свет в спектакле «Кукла. Фикус. Магазин» — еще одно полноценное действующее лицо.

Галерея образов пестрит самыми эксцентрическими персонажами.
   «Кукла. Фикус. Магазин» — третий спектакль по драматургии российского автора Ярославы Пулинович в истории Нового драматического театра.
По мнению режиссера, данную пьесу нельзя назвать типичной для Пулинович, так как это одна из ее ранних работ. Герои ее для режиссера — люди эмоционально незрелые. «Это вообще очень большая проблема в современном мире. В моменты сомнения или страха мы вдруг начинаем вести себя как двенадцатилетние дети», — признавался он накануне премьеры.


Ключ к истории Пинчук подобрал — смотрится комедия на одном дыхании. И порой именно молодые герои выглядят более эмоционально зрелыми, чем их старшие товарищи и коллеги. Андрей (Валентин Уласень) только и успевает, что удивляться различным женским «тараканам» и причудам окружающих. Аглая Федоровна (Наталья Капитонова) выглядит настоящей железной бизнес-леди, имеющей четкое представление о том, как должен работать механизм супермаркета. Но порой она машинально переносит эти законы и на свою жизнь. Валерий Глазков, Василий Ницко и Сергей Широчин играют триумвират начальников, такого коллективного трехголового «дракона» из бизнес-сферы, где на каждом уровне свои проблемы и безвыходные ситуации. И это совсем не карикатура, а тонко схваченные социальные явления. Удается избежать ненужного нажима и шаржированности образа и актеру Игорю Николаеву, у которого в спектакле одна из самых сложных задач: Николаев играет Священника. Делает это емко, хлестко, но в то же время и с экономией средств актерского выражения.


«Кукла. Фикус. Магазин» дает большую панораму современной жизни, после которой совсем не хочется воскликнуть: «Неужели мы такие?» Герои истории вызывают жалость, симпатию и сочувствие. Молодому режиссеру удалось избежать приевшихся в современном театре мизантропических настроений.

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter