Десятки людей платят за непоставленные окна ПВХ, пока исполнитель ликвидирует предприятие

Фиктивных окон негасимый след

Десятки потребителей из трех областей Беларуси, заказавшие окна и двери ПВХ в компании с Гомельщины, остались у разбитого корыта. Фирма в одностороннем порядке расторгла договоры и объявила о запуске процедуры ликвидации. Часть заказчиков, заключившая договор с рассрочкой платежа, выплачивает деньги банку, хотя заказы не выполнены. Люди опасаются, что владелец ликвидируемой компании выйдет из этой некрасивой ситуации сухим: мол, что возьмешь с банкрота? И вообще, с кем они столкнулись — с неудачливыми бизнесменами или с хитроумными мошенниками? Журналисты «СБ» провели собственное расследование.

Стеклопакеты у стен опустевшего цеха так и остались невостребованными.

Как под копирку


ЧТУП «Окникс Люкс» — из Жлобина. На рынке более десяти лет, представительства работали в Мозыре, Светлогорске, Рогачеве, Быхове, Калинковичах. Клиенты — из Гомельской, Могилевской, Минской областей. Один из них — Игорь Кулик из Солигорского района:

— В октябре в компании «Окникс Люкс» было заказано 11 окон для строящегося дома. Это был уже второй опыт общения с фирмой, первый закончился удачно. Как и раньше, приехали замерщики, напомнили, что чем больше предоплата, тем дешевле. Я смог заплатить 36% от суммы заказа, то есть 2.300 рублей, а на оставшиеся 4.000 была оформлена рассрочка. Казалось бы, безобидная, но на самом деле в сделку был очень хитро введен банк. Он перечислял деньги на счет ЧТУП «Окникс Люкс» для изготовления окон по моему заказу, а я, в свою очередь, был обязан ежемесячно выплачивать рассрочку в течение двух лет.

В договоре был указан срок исполнения заказа — 2 месяца. По их истечении Игорь Михайлович позвонил исполнителю: что случилось? Телефонное общение ситуацию не прояснило: то папка с заказом куда-то подевалась, то окна уже на ламинации, то поставщики подводят. А потом — как гром с ясного неба — почтовое уведомление: окна сделать не можем, договор расторгаем, деньги вернем через месяц, извините. Но уже в январе появилась информация о ликвидации ЧТУП «Окникс Люкс». Директор умыл руки: мол, есть официальный ликвидатор — лицо, назначенное в данном случае владельцем для урегулирования дел компании при ее ликвидации, — к нему и обращайтесь со своими требованиями.

Истории клиентов «Окникс Люкс» — почти как под копирку. Пенсионерка Татьяна Леончик из Климовичского района:

— Договор оформили 17 октября, в оговоренный срок исполнитель не уложился. 21 декабря по телефону пообещал выполнить монтажные работы до 10 января, а через два дня позвонили и заявили, что хотят расторгнуть договор. Я говорю: могу еще подождать, лишь бы работа была выполнена качественно. Девушка с кем-то посоветовалась и успокоила: заказ выполнят к концу января. Но в середине месяца я узнала, что предприятие находится в стадии ликвидации...

Елена Бобрикова из Жлобина рассказывает: «Оформляла заказ в «Окникс Люкс» во второй раз и не ожидала подвоха...»

Благодаря интернету клиенты «Окникс Люкс» объединились, сейчас в их сообществе около 40 неудовлетворенных заказчиков. Елена Бобрикова, Жлобин: предоплата 600 рублей. Вадим Зиновьев, Калинковичский район: рассрочка 1.800 рублей. Ирина Лыткина, Узда: рассрочка 1.944 рубля. Татьяна Соловьева, Могилев: рассрочка 1.899 рублей...

Доверяют, но проверяют


Владелец «Окникс Люкс» Станислав Шевцов проживает в соседнем с Жлобинским районе — Рогачевском. Там же расположено и производство пластиковых окон, которое, по слухам, развалилось задолго до агонии «Окникса». По месту регистрации компании слали свои заявления и обиженные потребители в надежде, что милиция усмотрит в действиях собственника фирмы признаки мошенничества. Однако большинство заявлений было перенаправлено обратно: замерщики, напомним, выезжали к клиентам на дом и там заключали договоры.

— Мы делали выборку: за последние две недели в отношении «Окникс Люкс» находилось в производстве около 20 материалов, — знает о проблеме начальник отдела уголовного розыска Жлобинского РОВД Александр Марсов. — Из них три наши, жлобинские.

По словам Александра Николаевича, Станислав Шевцов позиционирует себя как умный, образованный и добросовестный бизнесмен. Даже для ликвидации нанял специалиста из Минска: а как, мол, иначе — надо ведь всем пострадавшим выплатить деньги.

Станислав Шевцов.

— Он, конечно, подстраховывает себя, а мы со своей стороны проводим проверку, — продолжает начальник ОУР. — И задаем, к примеру, вопрос: а почему, господа, на стадии ликвидационной проверки вы организовываете выезды, замеры и все остальное? Нам говорят: это все представители. Вызываем представителя, спрашиваем: как так? Тот отвечает: нас директор не уведомлял о ликвидации. Мы сейчас все эти тонкости уточняем. Как бы то ни было, факт мошенничества очень трудно доказуем...

В Жлобинском РОВД советуют клиентам «Окникса Люкс» не терять бодрости духа: о них не забыли. Сейчас материалы группируются в управлении уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома, именно там и будет принято решение, кто дальше займется этим делом.

Остров невезения


В Рогачевском райисполкоме бизнесмена Шевцова знают только с лучшей стороны. Направляемся на такси к месту производства окон, в деревню Остров. Там выясняется, что на самом деле «Окниксов» два. ОДО «Окникс» старше, именно эта фирма занималась производством стеклопакетов и сейчас тоже находится в стадии ликвидации. А ЧТУП «Окникс Люкс» возникло позже и было занято установкой окон и дверей по дилерским договорам. Здание бывшего детского сада, в 2008-м отданное под производство, принадлежит ОДО, о чем свидетельствует именной почтовый ящик рядом с въездными воротами. Внутри пустынно, но въезд открыт.

На крыльце видим двух девушек. Они представляются работниками арендатора, около года снимающего угол на предприятии Шевцова. Говорят: производство окон давно закрыто, зато Станислав Шевцов появляется часто. Ему, кстати, принадлежит и расположенная за забором пилорама. Это подтверждает и житель Острова Алексей Погребецкий, еще один пострадавший заказчик:

— Три месяца проработал на пилораме, познакомился с хлопцами, которые занимались окнами, они и посоветовали заказать окна по закупочной цене с оформлением через банк. Сам «Окникс Люкс» окна закупал на стороне, а затем перепродавал с услугой установки. Договор со мной также был расторгнут, а обещанные деньги никто не вернул.

Со Станиславом Шевцовым мы тоже, конечно, побеседовали. По его версии, кончина «Окникс Люкс» не была внезапной. Ей предшествовала череда мелких, как казалось раньше, событий. Все началось в 2016 году, когда предприятие работало как производитель. Районная налоговая инспекция во время проверки из-за ошибки в документации не подтвердила сертификат производителя, суливший льготы, и наложила штрафные санкции. Позже они были сняты, но экономический урон бизнесу был нанесен существенный, а отношения с поставщиками тем временем из-за просрочек платежей несколько испортились. Предприятие стало работать по факту наличия денег на расчетном счете, параллельно брало кредиты в банках на текущую деятельность. Часть денег уходила на принудительное погашение задолженностей. В июне 2018 года отдел принудительного исполнения занял более жесткую позицию, и ситуация снова ухудшилась.

— Заключали договоры, но много денег уходило на оплату кредитов, в результате функционировать как производитель мы уже не могли, — разводит руками Станислав Шевцов. — Поэтому стали работать как дилеры: брали на заводах готовые окна и устанавливали своим заказчикам. Но настоящие трудности начались в сентябре: в связи с изменением конъюнктуры рынка обороты резко снизились. Пришлось увеличить сроки выполнения заказов с 30 до 60 дней и повысить расценки. Эффекта это не принесло, в итоге было решено заказы на 2019 год не брать вообще.

Здесь когда-то кипело производство.

Некоторые заказчики из-за просрочки расторгали договоры. Деньги, пока это было возможно, им возвращали. На складе «Окникса» до сих пор хранится часть невостребованной продукции. Отказных окон и долгов скопилось столько, что предприятие де-факто перестало справляться со своими обязательствами. После Нового года Шевцов понял, что расходы компании превышают доходы. Деньги закончились. Так и возникло решение о ликвидации предприятия.

— Наших заказчиков можно разделить на несколько категорий, — считает Станислав Шевцов. — Первым окна привезли, но не в полной комплектации. Вторым привезли, но не установили. Третьи заключили договор, но не получили обещанных стеклопакетов. С этими заказчиками договоры расторгнуты по нашей инициативе. Всего так или иначе пострадало около 100 человек.

Что теперь им делать? Владелец «Окникса» рекомендует направлять претензии ликвидатору, чтобы тот в установленные сроки сформировал реестр претензий. На его основании каждому должна быть возмещена сумма, которая будет признана обоснованной. Вот только где взять на это финансы? Шевцов уверяет, что встречался с представителями банка, который нынче требует с заказчиков деньги по рассрочке. По его словам, предварительно договорились, что учредителя «Окникса» как физлицо перекредитуют на сумму, которую задолжали банку клиенты. Она будет известна во второй половине марта. Что касается моральной компенсации, то это уже компетенция судов.

— Я виноват, — признает Станислав Шевцов. — Приложу максимум усилий, чтобы закрыть денежный вопрос со всеми клиентами.

***

Хочется верить, что собственник «Окникса Люкс» искренен. Однако озвученные намерения взять на себя банковские долги заказчиков — пока что ничем не подкрепленные слова. Судя по настроению десятков пострадавших потребителей, они предпочитают иные гарантии, а потому намерены составить коллективное заявление в правоохранительные органы. Их решимость подстегивает появившееся в интернете объявление о продаже помещения бывшего детсада в деревне Остров и оборудования по производству окон ПВХ. Под объявлением — телефон владельца ОДО «Окникс». Правда, Станислав Шевцов уверяет, что пока только изучает спрос...

СЛОВО ЛИКВИДАТОРУ

Ликвидатор ЧТУП «Окникс Люкс» Андрей Боровский сообщил «СБ», что решение о ликвидации предприятия было принято собственником 14 января 2019 года. Установлен срок для предъявления кредиторами своих требований (заявлений) — два месяца с момента опубликования сведений в журнале «Юстиция Беларуси», т.е. с 17 января по 17 марта.

Сейчас ликвидатор принимает кредиторские требования от граждан (потребителей), юридических лиц. По окончании установленного срока составят промежуточный ликвидационный баланс, в котором будут отражены сведения о составе имущества ликвидируемого ЧТУП «Окникс Люкс», перечне предъявленных кредиторами требований. На 12 февраля было рассмотрено около 70 заявлений от граждан. У ЧТУП «Окникс Люкс» отсутствуют основные средства, товары, материалы для погашения образовавшейся задолженности. Имеется только дебиторская задолженность. Кредиторские требования потребителей включаются в четвертую очередь удовлетворения требований — после возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, работавших на предприятии, выплат долгов по заработной плате, налогов.

КОММЕНТАРИЙ

Вот позиция банка, который фигурировал в договорах, заключенных между ЧТУП «Окникс Люкс» и потребителями:

— В данном случае имела место банковская операция — финансирование под уступку денежного требования (факторинг). Суть ее, если кратко, в том, что банк выплачивает за физическое лицо предприятию денежные средства по заключенному между ними договору, после чего у физлица при соблюдении установленных законодательством требований возникает обязанность уплачивать денежные средства непосредственно банку, а не предприятию. Основополагающая выгода здесь для клиента — физического лица — это возможность приобрести услугу или товар предприятия с оплатой в рассрочку. В такой операции участвуют три стороны: банк, физическое лицо и предприятие, оказывающее услуги либо поставляющее товар. В случае неисполнения предприятием обязанностей по договору физическое лицо в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» вправе потребовать от предприятия полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением работы (оказанием услуги), в том числе возмещения денежных средств, уплачиваемых банку.

Приостановление платежей банку — это договорной процесс между физическим лицом и банком. Соответственно возможность предоставления отсрочки внесения платежей рассматривается индивидуально в отношении каждого физического лица с учетом указанных им причин для ее предоставления, а также с пониманием для банка того факта, что денежные средства по итогу будут уплачены, но позднее. Непосредственно обязанности приостановить платежи у банка нет.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter