Как москвичка Виктория Сафонова прижилась в сборной Беларуси

Фигура на льду

В свой первый сезон выступления за Беларусь 16‑летняя российская фигуристка Виктория Сафонова успела сделать многое. Впервые выступила на соревнованиях престижной серии «Челленджер» и победила. В ноябре 2019 года выиграла международный турнир Volvo Open Cup — 2019 в Риге. В январе 2020‑го Виктория представила Беларусь на чемпионате Европы и заняла 14‑е место. Планы на чемпионат мира разрушила пандемия коронавируса…


— Вика, как ты можешь оценить свой первый сезон в сборной Беларуси?

— Я считаю, что для первого сезона на международном уровне все было неплохо. Но всегда есть над чем работать. В самом начале я, конечно, волновалась. Все‑таки новая страна, новое окружение. Было слегка неловко от того, что я никого не знаю. Меня очень тепло приняли, я быстро наладила общение с ребятами из команды, с руководством Белорусского союза конькобежцев. В Минске уже чувствую себя практически как дома.

— Часто приезжаешь в Минск?

— Я тренируюсь в отделении «Конек Чайковской» школы «Самбо‑70» в Москве. Там со мной работает мой личный тренер Оксана Матвеева. Однако согласно модели подготовки я часто приезжаю в Минск на учебно‑тренировочные сборы. На сборах я работаю под руководством главного тренера национальной команды олимпийского чемпиона Олега Васильева. Сейчас я в Минске, потому что в Беларуси нет карантина, все открыто. И мы решили начать тренироваться раньше.

— Что стало причиной смены спортивного гражданства?

— Я в фигурном катании с трех лет, можно сказать, всю жизнь. Конечно, мне хотелось выступать на международной арене, но не получалось. Конкуренция в женском одиночном катании в России огромная.

Мне повезло. Руководство Белорусского союза конькобежцев связалось с Еленой Анатольевной Чайковской, она поговорила с моим тренером. И мы решили не упускать такую возможность. Уладили все вопросы с документами, и я стала белорусской спортсменкой, чему очень рада.

— Тебе тяжело дались такие перемены?

— В спорте важно понимать, во имя чего ты все делаешь. Как я уже говорила, мне хотелось выступать на международной арене. Чемпионаты мира, Европы, Гран‑при, челленджеры — соревнования, на которых можно заявить о себе. Для того чтобы выступать на таких турнирах, пришлось внести определенные изменения. Я ничего предосудительного в этом не вижу. Человек всегда ищет где лучше. Правда, была одна сложность. При смене спортивного гражданства нужно год не выступать на соревнованиях, провести так называемый карантин. И это было непросто, очень не хватало соревновательного азарта.

— Недавно федерация фигурного катания России ужесточила правила смены спортивного гражданства…

— Я об этом слышала, но не вникала.

Я спортсмен, и мое дело — тренироваться и показывать результаты. Остальные вопросы я доверяю тренеру и руководству.

Если российская федерация решила изменить правила, значит, так нужно. Специалистам виднее.

— После смены спортивного гражданства не было мыслей или предложений сменить и тренера?

— Нет. И я бы не согласилась. С Оксаной Матвеевой я работаю с пяти лет. Она мне как вторая мама. У нас отличные отношения, мы уже стали настоящей командой. Я ей очень благодарна за все.

— Как ты относишься к тому, что фигуристы часто меняют тренеров?

— Я считаю, что для этого всегда есть веские причины и у всех они разные. Сейчас активно обсуждают переход Александры Трусовой от Этери Тутберидзе к Евгению Плющенко. Я не понимаю такого ажиотажа вокруг этой новости. Если Саша так поступила, значит, у нее были основания. Самое главное, чтобы тренеру и спортсмену было комфортно работать вместе и у них была общая цель.

— Какая ваша с тренером общая цель?

— Как и любого олимпийского спортсмена — достойное выступление на Олимпийских играх. Я настроена выступить на Олимпийских играх в Пекине в 2022 году и прикладываю для этого все усилия. Тем более, насколько я знаю, белорусских фигуристок на Олимпиадах не было уже давно.

— Вика, над чем сейчас работаешь, ведь до начала сезона еще много времени?

— Время идет очень быстро, и уже нужно работать. Сейчас я возвращаюсь в форму. Восстанавливаю свои тройные прыжки, каскады, чтобы довести их до совершенства. Я люблю прыгать, поэтому отрабатывать прыжки для меня — одно удовольствие. Работаю над скольжением, что тоже очень важно.

— Ты уже работаешь над программами для нового сезона. Какими они будут?

— Практически готова короткая, над произвольной думаем. Не хочу пока раскрывать карты, пусть это будет сюрприз для зрителей. В этом сезоне мои программы были своеобразным творческим экспериментом. Музыка из фильма «Бурлеск» и музыка «Болеро» Мориса Равеля — очень страстные и эмоциональные произведения. А в жизни я спокойный человек.

— Вика, какие у тебя планы на новый сезон?

— Буду стараться улучшать свои личные результаты. Я недовольна своим выступлением на чемпионате Европы, где заняла 14‑е место. В короткой программе не совсем удалось вращение, в произвольной — риттбергер. Хоть тренеры сказали, что для первого взрослого чемпионата результат хороший, у меня осталось чувство недосказанности. В новом сезоне буду исправлять.

Планирую больше внимания уделять хореографии и созданию образа в программах. С удовольствием возьму несколько уроков актерского мастерства.

— Вика, тебе уже 17 лет, как показывает практика, самые громкие результаты в фигурном катании показывают девочки 14 — 15 лет…

— Да, такая тенденция есть. В 17 лет сложнее входить в сезон, чем в 14 — 15. Сложнее контролировать дыхание, возникают проблемы с координацией. У меня таких проблем, к счастью, не было. С этим ничего не поделаешь, это особенности развития организма, переходный возраст. Рецепт один — работать, работать и еще раз работать, несмотря на возраст.

— Есть ли в мире фигуристка, на которую ты равняешься?

— Мне очень нравится Каролина Костнер, итальянская фигуристка. Не могу сказать, что я на нее равняюсь, но некоторые особенности запоминаю и стараюсь повторить. У нее очень плавные движения, красивые линии. Нас объединяет высокий рост, что очень красиво смотрится на льду.

— Твой модельный рост никогда не доставлял тебе неудобств в спорте?

— Я выросла буквально за лето. И поначалу мне пришлось учиться держать свое новое тело на льду. Благодаря моему упорству и работе тренеров все получилось. Рост — это хорошее оправдание, если нет желания работать.

Валерия СТЕЦКО.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter