Фиеста и сиеста

Дорогие читатели–синефилы, прекратите «бомбить» e–mail столичного «Киновидеопроката» просьбами повторить фестиваль испанских фильмов «Кино про любовь»! Это невозможно. Повтора не будет...
Дорогие читатели–синефилы, прекратите «бомбить» e–mail столичного «Киновидеопроката» просьбами повторить фестиваль испанских фильмов «Кино про любовь»! Это невозможно. Повтора не будет. Об этом нам сказал генеральный директор «Киновидеопроката» Василий Коктыш, ссылаясь на дороговизну проекта, а также на перспективное планирование кинопоказов в Минске. В таких ажиотажных ситуациях Василий Петрович советует о билетах беспокоиться заранее. Как ни крути, а в столице 3 миллиона кинозрителей и усадить всех в один кинозал нереально.

Поэтому спешу сообщить, что с 7 по 13 ноября в Доме кино пройдет фестиваль «Новое немецкое кино» с именами культовых режиссеров в афише. Билеты рекомендую приобретать уже сегодня.

А теперь немного соли на раны тех, кто не смог проникнуть в зал кинотеатра «Победа» на документальный фильм Сильвии Мунт «Гала». Я сама пристроилась на ступеньках. А на следующий фильм «Пикассо» меня даже туда не пустили — все ступени были заняты... Друзья, объясните мне природу нашего чудовищного интереса к испанскому кино! Ну да, сейчас испанские режиссеры — едва ли не самые важные персоны на карте европейского фестивального движения. «Оскар» — у испанца Алехандро Аменабара за «Море внутри», чудо арт–хауса — Хулио Медем, есть еще старый эксцентрик Альмодовар, молодежный Саура... Но программа минского фестиваля была составлена из довольно «темных» имен — Хавьера Балагера, например. Его «Школа обольщения», на мой взгляд, — обычная комедия, с ясным началом и угадываемым финалом, в фирменных магазинах имеются в продаже его видеокассеты. И «Божественный свет» Мигеля Эрмосо, кстати, на кассетах продается...

Вот документальные фильмы Испании — это да, феномен. Сто три минуты сбивчивого, но бесконечно теплого повествования Сильвии Мунт о Елене Дьяконовой, той самой последней Музе прошлого века. О которой уже и читано–перечитано, и смотрено–пересмотрено: российские женщины–документалистки тоже довольно часто обращаются к расследованиям источника гения Дали. Не могу сказать, что к разгадке Галы Сильвия Мунт подошла ближе других или выдала сокровенные подробности ее жизни: на экране все та же, довольно страшненькая «муза», переполненная все теми же фобиями надвигающейся старости, нищеты и смерти. Привычные для жанра документальной биографии рассказы людей, близко знавших Галу, фото и кинохроника из каталонского замка Пуболь, репродукции картин Дали... И все эти фрагменты объединяет дружное испанское застолье, где после полудня участники творческой группы Мунт — операторы, продюсеры, звукооператоры — отвечают на вопрос режиссера, кто же такая Гала? За бокалом красного вина и ассорти из сыра операторы пытаются обвинить ее в безумии, продюсеры называют «эту русскую» развратной женщиной... И вот этот содержательный душевный стриптиз киногруппы — чуть ли не главное «ноу–хау» документалистки: здесь ей удается связать намертво два века между собой — да не стали мы другими, не стали! Те же социальные маски, ханжеские реплики... Одновременно фильм «Гала» вселяет в зрителя какое–то спокойное равнодушие к миру вообще и к людям, что–то говорящим, в частности...

Жаль, на сто третьей минуте повествование Мунт обрывается. Клянусь, еще несколько таких мгновений — и перетащила бы меня Сильвия Мунт в Испанию. Мне привиделось, что там живут самые уверенные в себе европейцы, позволяя себе каждодневную сиесту, застолье, легкий треп о Дали, его жене и живописи. Никакой суеты, пафоса и нравоучений, какие так любят наши документалисты. Фильм Мунт «Гала» — он, если хотите, весь склеен из улыбок. И в финале — голос Дали: «Смейся, Гала! Ну же!» Она и хохочет...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter