Февральский джаз

Соло для золотой трубы Эдди Рознера и ретрокомпозиция от биг-бэнда Михаила ФинбергаОткрывшийся вчера в столице ХХ Международный музыкальный проект “Минский джаз-2009” — еще одно доказательство верности белорусской теме музыкантов Национального концертного оркестра и его руководителя, народного артиста страны, профессора Михаила Финберга. Знаменитый коллектив оркестра продолжает возвращать из небытия имена композиторов и музыкантов, прославивших белорусскую землю. Нынче проект посвящен 70-летию белорусского джаза и памяти выдающегося трубача, дирижера джазового оркестра Эдди Рознера. Имя это сегодня знают разве что неистовые поклонники джаза да работающие в этом направлении музыканты. А ведь и семидесяти лет еще не прошло с той поры, как блистал он на музыкальном небосклоне Европы. Увы, были в биографии нашей некогда большой страны времена, когда упорно стирались из памяти людей имена, события, даты...

Вторая труба мира
Почему вторая? Это звание Эдди Рознер получил в 30-е годы после того, как в Италии соревновался в мастерстве со знаменитым Луи Армстронгом. Победил Армстронг, а Рознера с тех пор стали называть “второй трубой мира” или “Белым Луи”.
Так кто же он, этот ставший практически мифом Эдди Рознер, о котором либо говорят с восхищением, либо вообще ничего не знают?
Он родился в Германии в 1910 году в еврейской семье, бежал в Польшу от фашизма и свое имя Адольф сменил на Эдди. От фашизма бежал и дальше на восток, пока не очутился в Белостоке, который в сентябре 1939 года вошел в состав СССР и где собралось немало творческих людей из Польши. Работал сначала в оркестре Ежи Бельзацкого, а потом создал свой коллектив. В Минске музыканты играли вначале перед сеансами в кинотеатре “Красная звезда”. В апреле 1940-го первые выступления в Белгосфилармонии — и оглушительный успех. По воспоминаниям современников, те три концерта были сенсацией, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Потрясающая ансамблевость, свинг, феноменальное мастерство трубача — самого Рознера... Моментально им стали подражать музыканты даже из оркестра Утесова, по крайней мере, стали больше играть инструментального джаза. А покровителем оркестра стал не кто-нибудь, а сам первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Пономаренко. Вот почему в Минск приехал Белостокский театрализованный джаз, а уехал на гастроли в Лениград уже Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР под управлением Эдди Рознера. Так родился белорусский джаз. Яков Басин, серьезно изучавший развитие джазовой школы в СССР, писал: “И все же не будет преувеличением сказать, что львиная доля успеха концертов Государственного джазового оркестра БССР зависела от личности самого Эдди Рознера. Артистизм, непринужденность, обаяние с первых же минут концерта покоряли зрителя, а легкость, с которой он устанавливал контакт с залом, была скорее свойственна многолетнему кумиру публики, нежели не владеющему русским языком незнакомцу, каким Э. Рознер фактически являлся”.
Во время Великой Отечественной войны биг-бэнд Рознера играл в тылу и на фронте. А после Победы джаз стал неугоден власти предержащей. Помните: “Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь...” Рознер пробует нелегально вернуться в Польшу, но попадает на Колыму, на 10 лет. Только после смерти Сталина его реабилитируют, и оркестр Рознера возрождается уже в Мосэстраде. С ним пели Людмила Гурченко и Мария Лукач... Говорят, со столичной сцены Эдди Рознера выжили завистники. На пенсию. И в 70-е годы прошлого столетия он опять начинает все сначала, в Гомеле. А когда по состоянию здоровья он уже не смог играть на трубе, когда переживал тяжелый творческий и личный кризис, не нашлось тех, кто поддержал бы знаменитого музыканта. И Рознер покинул страну, чтобы через четыре года в возрасте 66 лет умереть в Западном Берлине.
Так неужели забыт окончательно композитор, дирижер, уникальный трубач, семь лет возглавлявший первый Государственный джазовый оркестр Беларуси и первым получивший звание заслуженного артиста БССР? Вовсе нет, утверждает маэстро Финберг, с самого начала своей дирижерской карьеры мечтавший и о биг-бэнде, и о том, чтобы восстановить программу концертов оркестра Рознера.
Наследники
Спрашиваю у маэстро Финберга, считает ли он свой биг-бэнд наследником и продолжателем музыкальной школы Эдди Рознера. Да, слышу в ответ. И далее по пунктам: играем мировую и белорусскую джазовую классику, открываем новые имена, развиваем жанр... Специально для биг-бэнда аранжированы произведения известных и популярных белорусских композиторов Глебова, Семеняки, Оловникова, Вагнера, Лученка... 20 лет назад, организуя при поддержке Мингорисполкома джазовый фестиваль, Михаил Финберг тоже думал о Рознере. А недавно, правда, в Москве осуществил маэстро свою давнюю мечту: показал программу, целиком состоящую из мелодий концертов оркестра Эдди Рознера. Почему в российской столице? Просто в нашей у одного из лучших гранд-оркестров Европы до сих пор нет своего зала, и до сих пор лучшие его программы на родине слушают в основном в провинции.
“Минский джаз-2009” — это как всегда классический джаз и абсолютно новая программа биг-бэнда под управлением маэстро Финберга. Это вокальный джаз певцов из Франции и США. Это знаменитый биг-бэнд Георгия Гараняна, народного артиста России и российская же “Зеленая волна” Александра Осейчука. И все — в память об Эдди Рознере и под девизом “Время выбрало джаз”.
Несколько лет назад оркестр учредил собственную премию “Лучший джазмен года”. Нынче решено вручить ее саксофонисту Павлу Белявскому и тромбонисту Дмитрию Бударину. Оба музыканта работают в заслуженном коллективе “Национальный концертный оркестр Беларуси”. Сегодня вечером состоится церемония вручения премии.
А февральский джаз будет звучать и завтра. По-московски. Право закрыть ХХ Международный музыкальный проект хозяева предоставили гостям из Первопрестольной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter