Интервью с Валерием Тодоровским

Фестивальная мода — дама ветреная

Валерий Тодоровский едет в Минск за сильными впечатлениями
Жюри конкурса игрового кино XXI Минского международного кинофестиваля “Лістапад” возглавил сценарист, кинорежиссер и продюсер Валерий Тодоровский. В эксклюзивном интервью “НГ” он рассказал о своих ожиданиях от предстоящего форума, проблемах современного кино и изменчивой фестивальной моде.

Валерий Тодоровский
— Валерий Петрович, пожалуй, только отчаянному романтику кино могла прийти в голову мысль проводить международный фестиваль поздней осенью в городе без моря. Что должно стать фишкой “Лістапада”, чтобы сюда приезжали звезды? Раньше, после развала Советского Союза, как мне кажется, играли на чувстве некой ностальгии...

— Не могу об этом говорить, потому что я — приглашенный человек, и быть им мне на самом деле очень приятно. Знаете, в таких случаях меньше всего заботят погода и география. В Минске я много и с удовольствием работал. Это очень удобный и комфортный для работы город с приятными людьми. А про погоду и время проведения любого фестиваля вспоминаешь, только когда в программе смотреть нечего...

— В одном из недавних интервью вы назвали Минск городом friendly, то есть дружественным для вас. А есть недружественные города, где вы никогда не стали бы снимать кино?

— Таких городов для меня, пожалуй, нет.

— Почти все ваши картины участвовали в конкурсной программе “Лістапада”. Помню, когда фильм вашего отца “Ретро втроем” и ваша “Страна глухих” шли друг за другом в конкурсном показе, все билеты были проданы, наблюдался нешуточный ажиотаж. Какие у вас главные ассоциации с минским фестивалем?

— Любовь, искренность, тепло. Бывал на нем с удовольствием. Приз за “Страну глухих” и сейчас стоит напротив меня в моем офисе.

— А вас когда-нибудь обижали на кинофестивалях? Если не ошибаюсь, ваша картина “Мой сводный брат Франкенштейн” участвовала в “Берлинале” и ничего там не завоевала. Какой совет можете дать тем, кто не получит призов на “Лістападзе” из ваших рук?

— Уберите из вопроса слово “обижали”, оно из лексикона детского сада. В конкурсе любого кинофестиваля ты можешь либо выиграть, либо проиграть. И к этому ты должен быть готов заранее. Конечно, побеждать хочется всем, но я давно научился не обижаться. И всегда готов ко всему.

— Это качество приходит с годами, с опытом или это свойство характера?

— Наверное, когда выпускаешь свой первый фильм, ты все-таки наиболее беззащитен. Хочется, чтобы твою работу заметили, оценили. И если нет обратной реакции, это расстраивает. В молодости болезненно переживаются все неудачи.

— Надо полагать, это не первое ваше председательство в жюри?

— Второе. До этого я был председателем жюри на “Кинотавре”.

— Приходилось ли вам жарко спорить в жюри фестивалей? Надо ли до конца отстаивать свою точку зрения?

— Любое жюри — это коллектив, а любой коллектив непредсказуем. И какие бы близкие по духу люди вместе с тобой в жюри ни работали, споры все равно неизбежны. Кто-то увидел конкурсный фильм так, кто-то иначе. Это нормально. У меня и как у зрителя, и как у профессионала есть свои критерии, есть кино, которое я категорически не принимаю.

— И каким должно быть кино, чтобы Валерий Тодоровский его не принял?

— Бездарным. Мне достаточно пяти минут, чтобы увидеть, что фильм относится к этой категории.

— Как стать фестивальным любимчиком и есть ли сегодня фестивальная мода? На “Лістападзе”, например, пройдет ретроспектива канадского вундеркинда Ксавье Долана, которому только 25 лет. У меня слово “ретроспектива” больше ассоциируется с Годаром или Висконти...

— Я никогда не стремился стать фестивальным любимчиком. Когда снимал “Стиляг”, был уверен, что этот фильм не попадет ни на один фестиваль. Потому что это мюзикл, фильм-шоу, вроде как несерьезный жанр, в нем нет ничего заумного, я снимал его для себя. О чем хотел, о том и снял. Но в итоге он оказался самым востребованным моим фильмом на фестивалях.

Все меняется каждый день, и фестивальная мода непредсказуема. Сегодня интересны одни темы, завтра другие. Нельзя снять фильм под тот или иной фестиваль. Я в это не верю. И когда говорят, что можно просчитать фестивальный успех, мне становится смешно. Никто этого просчитать не может.

— У вас были две роли в кино. В детстве вы сыграли сына героини Ирины Купченко в картине Юрия Райзмана “Странная женщина” и уже в зрелом возрасте в своем сериале “Оттепель” создали собирательный, но довольно отталкивающий образ кинорежиссера, некий архетип интеллектуала-сноба. Есть ли желание сниматься и дальше?

— Если бы предложили интересный сценарий и я понимал бы, что на эту роль подхожу, и у меня было бы свободное время — почему нет? Я, конечно, не актер, но если бы материал зацепил, с удовольствием что-то сыграл бы.

— Ждать ли появления “Оттепели-2”?

— Я очень стараюсь, чтобы она появилась, но пока с этим проектом возникает слишком много сложностей.


pepel@ng.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter