«Фестиваль номер один»

Так назвали критики «Белую Вежу» и предрекли Бресту славу театрального АвиньонаВ Бресте состоялся XII международный театральный фестиваль «Белая Вежа», в котором участвовали 40 драматических и кукольных коллективов из 25 стран. Между «Сымоном-музыкой» Национального театра имени Янки Купалы, которым открыли нынешнюю программу, и финальным «Дон Жуаном» Брестского театра драмы и музыки зрители увидели множество постановок в самых разных жанрах – от уличного представления до академической и современной экспериментальной драмы.

Начиналась же «Белая Вежа» с энтузиазма организаторов и театров пяти государств, которые заинтересовались идеей. В первые годы смотр открывали постановкой у Белой вежи – древней башни неподалеку от Бреста по пути в Беловежскую пущу. Правда, со временем  от такого зрелища отказались, потому что  актерам иной раз приходилось играть на колючем ветру под проливным дождем.
«Сымон-музыка» – обладатель Гран-при на четырех международных театральных фестивалях. Николай Пинигин, который сегодня работает в петербургском БДТ, воплотил хрестоматийную поэму народного песняра Беларуси Якуба Коласа в жанре мистерии. Главный  герой – пастушок Сымон – слышит музыку земли, ветра, леса и задается вопросами о смысле жизни и смерти. И сам ищет ответы, прислушиваясь к голосу собственного сердца, поскольку понимания не находит даже у родного отца.
Яркие актерские образы, мощная хореография, неожиданные режиссерские ходы держат зрителя  в напряжении до конца спектакля. Николай Пинигин сумел передать дух знаменитой поэмы, не случайно молодые интеллектуалы из всех регионов Беларуси приезжают в столицу, чтобы увидеть живое воплощение поэмы, которую когда-то «проходили» в школе.
Мольеровский «Дон Жуан» – вторая работа литовского режиссера Альгирдаса Латенаса в Брестском театре драмы и музыки. Первая – «Дядя Ваня» – стала  событием не только в республике, но и за рубежом. Новый спектакль – попытка по-своему осмыслить образ коварного завоевателя женских сердец.
Критик из Минска Татьяна Орлова утверждает, что по программам «Белой Вежи» можно отследить мировой  театральный процесс. Из белорусских спектаклей, кроме «Сымона-музыки», она отметила «Мнимого больного»  в Национальном драматическом театре имени Горького с Ростиславом Янковским в главной роли. Кроме того, сказала, что на «Веже» всегда интересна кукольная программа. «Принципиально важной для развития нашего кукольного театра считаю постановку Руслана Кудашова в Брестском театре кукол – «Луна Сальери», по мотивам трагедии Пушкина, – сказала Орлова. – «Холстомер» в его режиссуре стал лауреатом многих международных конкурсов. Непростое произведение – «История одного города» Салтыкова-Щедрина – представил Белорусский театр кукол.  Польский театр привез необычайно жесткий  спектакль для взрослых, а эстонцы показали человечную постановку для детей. Омский  театр кукол «Арлекин», лауреат «Золотой маски», показал интересную инсценировку – «Детство Никиты» – по военной прозе Андрея Платонова». 
«Белая Вежа» все смелее выходит на площадь, приближаясь к европейскому театру. Огромное впечатление произвел на зрителей «Вишневый сад» Львовского театра. Московский критик Александр Иняхин отметил Ниеле Нармантайте из Вильнюсского «Независимого театра» в роли Марии Каллас и Анюту Ардову в спектакле московского Центра драматургии и режиссуры под управлением Рощина и Казанцева – «Нинкина земля. Чужие».
Критики назвали «Белую Вежу» «фестивалем номером один» – за хорошую организацию и человечную атмосферу. И предрекли Бресту славу театрального  Авиньона.

Итоги “Белой Вежи”
Жюри во главе  с художественным руководителем датско-российского театра “Диалог” Татьяной Дербеневой-Якобсен назвало самых ярких участников “Белой Вежи-2007” в 13 номинациях. Представляем главные:
* Гран-при фестиваля за лучший спектакль среди театров драмы удостоен львовский театр “Воскресение” (“Вишневый сад”  по пьесе А.Чехова).
* Гран-при за лучший спектакль среди театров кукол – Брестский театр кукол (“Луна Сальери” по мотивам трагедии А.Пушкина “Моцарт и Сальери”).
* Лучшей актрисой среди театров драмы признана Ниеле Нармантайте за роль  Марии Каллас в спектакле “Мастер-класс” по пьесе американского драматурга Теренси Мак Нэли (Вильнюсский независимый театр).
* Лучшим актером  среди театров драмы – Ростислав Янковский за роль Органо в спектакле “Мнимый больной” по одноименной комедии Мольера (Белорусский национальный академический драматический театр имени М.Горького).
* Дипломом “За современное прочтение национальной классики” отмечен Белорусский национальный академический театр имени Я.Купалы (спектакль “Сымон-музыка” по одноименной поэме  Я.Колоса).
* Специальный диплом жюри фестиваля “За активную поддержку молодой драматургии” получил Центр драматургии и режиссуры под управлением М.Рощина и А.Казанцева (спектакль “Нинкина земля. Чужие” по пьесе Н.Ворожбит).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter