Фермеру нужен трактор, а хозяйству – кредит?..

КАК МЫ уже сообщали, в редакции «Белорусской нивы» прошла прямая линия заместителя премьер-министра Беларуси Валерия ИВАНОВА с читателями газеты. В ходе более чем часового диалога Валерий Николаевич отвечал на заданные по телефону вопросы, которые касались различных сфер жизнедеятельности АПК, развития фермерских и подсобных хозяйств, других аспектов жизни на селе.

Диалог заместителя премьер-министра Беларуси Валерия ИВАНОВА с читателями «БН» дал ответы на многие наболевшие вопросы.

КАК МЫ уже сообщали, в редакции «Белорусской нивы» прошла прямая линия заместителя премьер-министра Беларуси Валерия ИВАНОВА с читателями газеты. В ходе более чем часового диалога Валерий Николаевич отвечал на заданные по телефону вопросы, которые касались различных сфер жизнедеятельности АПК, развития фермерских и подсобных хозяйств, других аспектов жизни на селе.

— К вам обращается Валентина Никитична Рожкова из деревни Волма Минского района. В свое время работала главным экономистом бывшего совхоза «Волма». Меня возмущает, что совхоз развалился: сменилось четыре руководителя. А ведь это было очень хорошее, крепкое хозяйство. В 2010-м его передали овощной фабрике, и сразу же возникло немало проблем. Например, неразбериха с жильем на центральной усадьбе Луговая Слобода: часть его забрало ЖКХ Минского района, часть осталась бесхозной. Люди не знают, кому платить за коммунальные услуги — овощная фабрика не принимает ни жилье, ни оплату. Как получилось, что совхоз оказался в таком положении?
За годы работы в сельском хозяйстве много раз приходилось сталкиваться с подобной реорганизацией: проводили собрания, приглашали на них людей, все рассказывали, объясняли. А с «Волмой» очень нехорошо получилось...

— Валентина Никитична, в целом по республике укрупнение предприятий сельскохозяйственного назначения оправдано. Небольшие хозяйства с площадями в полторы-две тысячи гектаров сегодня были бы неконкурентоспособны. Поэтому принята программа, предусматривающая создание крупных специализированных предприятий, сельскохозяйственные производства которых будут эффективны. Такие крупные хозяйства создаются в связи с тем, что произошло техническое перевооружение сельхозпроизводства. Для эффективного использования высокопроизводительная техника должна иметь соответствующую нагрузку. Другое дело сам механизм, по которому происходят укрупнения и объединения хозяйств в районах…

Что касается вашего звонка, то я поручу председателю Минского райисполкома и руководству фабрики встретиться с жителями Луговой Слободы и подробно рассказать о дальнейшем развитии этого сельхозпредприятия. Не думаю, что в Мингорисполкоме пытаются затормозить его развитие. В присоединении совхоза к овощной фабрике главную роль сыграла экономическая целесообразность. Ведь у столицы есть программа снабжения города продуктами питания, в том числе и овощами. А Минская овощная фабрика, как известно, одно из крупнейших предприятий, которое производит овощную продукцию…

— Я все это прекрасно понимаю. В свое время такие совхозы были организованы именно для обеспечения города овощами, картофелем, молоком и мясом…

— Вот именно. Население Минска растет, поэтому необходимо увеличивать площади для производства овощей. А в данном хозяйстве планируется посадить сад, построить два животноводческих комплекса. Я думаю, что экономика бывшего совхоза не должна пострадать.

— Спасибо, Валерий Николаевич. Желаю вам успехов!

— Добрый день! Это звонит Нюшина Ирина Владимировна из Борисовского района. Работаю заведующей складом в ОАО «Кищино-Слободское». Наше хозяйство собираются присоединить к МОУСП «Старо-Борисов». Проводили собрание. Все труженики выступают против. Хозяйство наше хотя и небольшое, с малыми площадями, но работает стабильно. Например, кормами не только себя обеспечиваем, но и продаем их другим хозяйствам района. Мы в республике занимаем 24 место по надоям молока. Решили развиваться в этом направлении — строить комплекс на 600 голов, но не хватало площадей, поэтому обратились в райисполком с просьбой выделить землю. А там говорят, единственный выход — объединение с другим хозяйством. С «Максимовкой» предлагали объединиться, которое в 70 километрах от нас.

— Вы официально обращались в райисполком?

— Да, мы писали официальные письма и в облисполком, и в комитет по сельскому хозяйству. Ответы пришли с указанием разобраться на месте, то есть в районе. После этого к нам приехало руководство райсельхозпрода. Ничего не объяснили, сказали только, что если решили объединить, то так и сделают.

— Не думаю, что оно ехало к вам неподготовленным и не смогло объяснить то, что планируют делать…

— Мы спрашивали на собрании: почему приехали без подготовки? Почему не рассказали, например, как будем жить после того как объединимся со «Старо-Борисовом»?

— Видимо, действительно нет другой возможности выделить землю, кроме объединения с другим хозяйством… А какое мнение на этот счет у вашего руководителя?

— Директор Галина Давидович также против объединения, как и весь коллектив. Мы хотим и можем развиваться сами.

— Ваша проблема понятна, но она требует выяснения обстоятельств. Поэтому подробный ответ будет дан позже в письменном виде. Если появится необходимость, с вами встретятся повторно.

— Спасибо, будем ждать.

  • — Здравствуйте, Валерий Николаевич! Осмоловская Анна Петровна на связи из деревни Андреево Шумилинского района. Мы взяли кредит на развитие личного подсобного хозяйства для покупки трактора МТЗ-82. Но его нигде нет в продаже. Как нам быть?

— В этой технике очень большая потребность не только у вас, у других фермеров, но и у многих хозяйств республики. Поэтому она в дефиците… А сколько у вас гектаров земли?

— Двенадцать. При этом мы работаем еще в совхозе — и муж, и я. Держим три коровы, хозяйство у нас большое.

— Какой размер кредита?

— 58 миллионов 300 тысяч рублей. Понимаем, недостаточно, чтобы купить МТЗ-82, — доплатим своими.

— Попробуем вам помочь с приобретением трактора. Понимаю, что с таким хозяйством, как у вас, без техники справляться непросто.

— Спасибо, до свидания!

  • — Добрый день, Валерий Николаевич! Вам звонит Дыдышко Валентин Петрович из Минского района. Обращаюсь от имени Дыдышко Ивана Петровича, жителя деревни Липск Ляховичского района. Он инвалид первой группы, поэтому не может сам позвонить. У него такая проблема. Уже два года нет воды в колодце. Он обращался к председателю сельсовета, тот не отреагировал. Обращался Иван Петрович и к председателю райисполкома. Но результата нет.

— Спасибо за звонок, Валентин Петрович. Непосредственно с Иваном Петровичем свяжутся в ближайшее время, проблему изучим, и она будет решена.

 

  • — Здравствуйте! Леоненко Михаил Федорович звонит из быховской деревни Глухи. Не могу спокойно смотреть на безобразия, которые творятся в отдельных хозяйствах. Куда ни обращался, никто не реагирует…

 

— Михаил Федорович, к вам в район приедет корреспондент «Белорусской нивы» совместно с представителем Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома, чтобы разобраться во всем на месте…

  • — Валерий Николаевич, к вам обращается Герасимук Василий Иванович, староста деревни Знаменка Брестского района. Еще в 2009 году нам обещали поднять заработную плату. Я как староста получаю 35 тысяч рублей в месяц, а другие и того меньше — по 20 тысяч. Этих денег не хватает даже на мобильную связь, чтобы с людьми работать. А населения у нас 1300 человек.

— Да, немало… Но вам платит зарплату общественная организация, и на это повлиять сложно. Тем не менее проблема будет обозначена перед председателем облисполкома. Ведь хороший староста — хозяин в населенном пункте. И таких людей, конечно, надо поощрять. Но в каждом регионе это делается по-разному. Решение должна принять местная власть, заинтересованная в хороших работниках. На сей счет я переговорю с председателем облисполкома... А кроме размера заработной платы, есть претензии к местной власти?

— Нет претензий!

— Это самое главное…

  • — Здравствуйте, Валерий Николаевич! К вам обращаются из деревни Клыпенка Борисовского района пенсионеры Светлана Викторовна и Михаил Борисович Моничи. Помогите, пожалуйста, нашему горю. В 1999 году получили наследство — небольшой дом, в котором жила свекровь. Документы оформили и получили справку о том, что площадь участка составляет 0,41 гектара. Когда начали реконструкцию дома, председатель сельского Совета разрешил сделать подсыпку, так как его сильно подтапливало, и поставить забор. А потом вдруг запретил все это делать.

Когда мы поставили забор, его снесли. Приезжали землеустроители, я обращалась в «Белорусскую ниву». Ее корреспонденты приезжали дважды и помогли найти компромисс между нами и местной властью. Нас попросили оставить забор на 50 сантиметров для прохода и пообещали помочь подсыпать землю, поставить забор. Мы согласились, это было осенью. Но сейчас сельский Совет отказывается выполнять обещания, в райисполкоме также никакой реакции. Забор так и не восстановлен, а у нас нет на это средств. В результате мы нажили себе неприятности: уже и до суда дело дошло…

Валерий Иванов в ходе прямой линии позвонил на мобильный телефон председателю Борисовского райисполкома Владимиру Мироновичу. «Я веду прямую линию в редакции газеты «Белорусская нива», говорили, и уже несколько вопросов почему-то поступило из вашего района, в том числе и звонок Монич Светланы Викторовны». Валерий Николаевич поручил председателю райисполкома разобраться в этой непростой ситуации. А по поводу объединения хозяйств заверил, что проблема будет изучена в ближайшее время.

  • — Добрый день! Звонит руководитель СПК «Железинский» Славгородского района Петр Громыко. В прошлом году по указу Президента нам предоставили для реконструкции фермы кредитные ресурсы. Выделили их в декабре 2010-го, мы успели освоить только 980 миллионов рублей. Провели реконструкцию одного сарая, больше ничего не успели. Скажите, пожалуйста, есть ли возможность в этом году рассмотреть вопрос о выделении денег?

— Вы не закончили ферму?

— Нет. Есть документация, результаты экспертизы. Для окончательного ввода доильного зала и подсобных помещений требуется еще около двух миллиардов рублей. Сейчас работы по реконструкции не ведутся, потому что нет денег.

— На все неоконченные объекты кредитные ресурсы будут выделены, так что продолжайте работу и завершайте реконструкцию фермы. Я возьму на контроль ваше хозяйство. Но вы должны первым делом обратиться в райисполком, где есть перечень хозяйств, которым требуется финансирование незавершенного строительства или реконструкции. Если там ваша ферма числится, вам должны выделить кредитные ресурсы.

— Спасибо, Валерий Николаевич. До свидания.

— Всего доброго.

 

  • — Здравствуйте, звонит из Александрийского сельского Совета Шкловского района Крупень Валентина Антоновна. С предложением к вам обращаюсь. Почему бы нашу деревню немного не обновить? Она находится в таком хорошем месте. Рядом железная дорога, автомагистраль, четыре километра — центр ОАО «Александрийское»…

 — Спасибо, Валентина Антоновна, за хорошее предложение. Обсудим его с председателем райисполкома…

— Я ему звонила, Валерий Николаевич. Сказал, ничего не будут делать.

— А вы поговорите с руководителем хозяйства. Думаю, Залосье остается в резерве для расширения инфраструктуры и строительства жилья. Выясним вопрос, Валентина Антоновна.

  • — Валерий Николаевич, вас беспокоит из Минского района Тамара Александровна Пилецкая, пенсионерка. В этом сезоне очень подскочила цена на гречку. Говорят, это произошло потому, что ее завозили из-за пределов республики. А можем ли мы обеспечить потребность в ней сами — если увеличить посевные площади или урожайность? Тогда и цена, наверное, станет ниже.

— Тамара Александровна, то, о чем вы говорите, уже сделано. Я имею в виду увеличение посевных площадей. Хочу также сказать, что в прошлом году мы употребили 15 тысяч тонн гречки, а в этом — более 30 тысяч. С учетом повышенного спроса на нее в стране расширяются посевные площади под эту культуру, так как поставлена задача полностью обеспечить население собственной гречкой. Подняли и закупочную цену на нее, правда, не до такого уровня, по которой закупаем импортную, но чтобы сельхозпредприятиям было выгодно выращивать эту культуру. Приняты дополнительные меры по организации закупок, переработки. И я полагаю, что проблема будет решена.

— Тогда скажите, а хозяйства сами решают, сколько им сеять той же гречихи, других культур или им доводят планы посевных площадей?

— Как таковых планов никто не доводит. Есть прогнозные показатели, которые должны обеспечить каждое сельхозпредприятие. А кому сколько нужно сеять гречки, никто не указывает.

— То есть они решают сами?

— Да, исходя из своих возможностей и экономической целесообразности этой культуры.

— А выращивать гречку в условиях Беларуси выгодно или, может быть, затратно?

— Выгодно. Культура эта доходная. Но если, скажем, в прошлом году она не уродила, то все затраты легли на себестоимость. При урожайности 10—15 центнеров с гектара выращивать гречку выгодно. А нынче ее рентабельность должна увеличиться в полтора-два раза в связи с увеличением, как я уже говорил, закупочных цен. Поэтому не думаю, что по любым видам круп, кроме рисовой, могут быть проблемы. На сегодняшний день у нас их достаточно, за исключением гречки собственного производства. Кстати, в прошлые годы она была невостребованной, мы даже не знали, куда ее девать.

— Поэтому можно надеяться, что цена на нее станет ниже?

— Конечно. Ведь сегодня для закрытых учреждений — детских садов, больниц, школ — она составляет шесть тысяч рублей за килограмм.

— А у нас в магазине упаковка 900 граммов стоит 16 тысяч рублей.

— Та гречка импортная — из России, Украины. В розничную торговлю гречку собственного производства дать теперь не можем, так как ее не хватает. Хотя употребили этого вида круп, как я уже говорил, в два раза больше.

— Спасибо за обстоятельный и подробный ответ. Будем надеяться на лучшее.

  • — Это прямая линия?

— Да, слушаем вас.

  • — Со Слуцкой деревни Маяк звонит пенсионер Владимир Лысый. Мне 72 года, по образованию инженер-механик, работал главным инженером и председателем колхоза. Вышел на пенсию, но с земледелием решил не расставаться. Взял в аренду два гектара земли плюс приусадебный участок, всего три гектара. Держу две коровы, свиней. Дети, сестры и другие говорят, мол, бросай все это, зачем тебе такая нагрузка. Но я настолько привык к сельскому хозяйству, что без него уже не могу.

А теперь о наболевшем.

В последнее время много принято хороших постановлений о поддержке личных подсобных хозяйств, но на деле далеко не все так, как говорится в документах. Я выращиваю картошку, зерно, занимался сахарной свеклой. Для картофеля, например, необходимо закупать средства защиты от колорадского жука, фитофторы. Звоню по объявлениям в коммерческие фирмы, а мне говорят — с физическими лицами не работаем, то есть идите в розничную торговлю. Но там химпрепараты значительно дороже.

— А к кому вы конкретно обращались и где вам отказали?

— Не могу перечислить все фирмы, много куда обращался. Последний раз — позавчера. Непонятно также, почему удобрения для сельхозпредприятий удешевляются за счет различных бюджетов, а таких, как я, опять отправляют в розничную торговлю. Но там мелкая фасовка. За химикаты я мог бы перечислять коммерческим структурам деньги, но они с физическими лицами не работают.

Не могу не сказать еще об одной проблеме. Когда-то я сеял сахарную свеклу, как и многие жители деревни. Но однажды на заводе мне сказали — от населения свеклу не принимаем, сдавай через колхоз, что я и делал. Хотя там тоже было немало нюансов: когда сдавал напрямую — зачетный вес совпадал с физическим, а если через хозяйство — то процентов 10—15 списывали на засоренность.

— А сколько вы продавали сахарной свеклы?

— В отдельные годы до 80 тонн. Большие скидки на засоренность для меня — ощутимы. Мне также надоело ходить, искать посредников и кланяться им, чтобы сдать сахарную свеклу, поэтому от выращивания ее отказался.

— Все ваши вопросы идут от жизни. Что же касается личных подсобных хозяйств, то им государство оказывало и будет оказывать поддержку...

— ...на самом деле, а не на бумаге.

— Там, где эта работа организована на должном уровне, так оно и есть. По продаже химпрепаратов, например, вы правы. Этот вопрос требует дополнительного изучения, поэтому сразу ответить на него не могу. Но, судя по всему, данная проблема не частная. Обязательно изучим ситуацию и с закупом свеклы от такой категории сдатчиков, как вы. Я никогда еще не встречал, чтобы частник выращивал ее для реализации государству. Вы первый в моей практике.

— Раньше в нашем колхозе человек 30—40 выращивали и продавали свеклу. Тогда за нее давали жом, люди держали коров.

— С поднятыми вами проблемами разберемся обязательно. Спасибо за звонок. А заодно хотелось бы узнать, как вы отсеялись, забирают ли у вас молоко?

— С реализацией зерна и молока проблем нет. Отсеялся своевременно.

Вопрос «БН»: — В последнее время все чаще читателей газеты интересует ситуация, связанная с обеспечением хозяйств запасными частями для импортной техники, ядохимикатами, закупаемыми за пределами республики.

— Есть перечень товаров, которые необходимо закупать в первоочередном порядке. Он установлен правительством. Все это жизненно важные товары, например, лекарства. В перечень включены и некоторые виды продукции для АПК, в частности, химические средства защиты, белок, необходимый для приготовления концентратов. А валюту для их приобретения берем на общих основаниях. При этом «напрягаем» наши предприятия, в первую очередь, мясо-молочные, которые могут поставлять свою продукцию на экспорт.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

НА СНИМКЕ: Валерий ИВАНОВ (второй слева) в конференц-зале «БН».

Фото Николая ВОЛЫНЦА,  «БН»

(Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter