Феодальные оковы микробизнеса

Самостоятельность и независимость ипэшников — не более чем миф. Де-юре они хозяева, де-факто — те же наемные работники у крупного бизнеса. С той лишь разницей, что эти трудовые отношения официально не оформлены...

Самостоятельность и независимость ипэшников — не более чем миф. Де-юре они хозяева, де-факто — те же наемные работники у крупного бизнеса. С той лишь разницей, что эти трудовые отношения официально не оформлены, контрактами не скреплены, а по своей сути напоминают вассальную зависимость от сюзерена. Поэтому модная нынче угроза забастовки рынков — не более чем давление на психику «пиарщиков» теневых структур. Какой резон возмущаться ипэшникам, которых новые условия хозяйствования освобождают от зависимости и превращают либо в крепкого собственника, либо в полноправного наемного работника, которому наниматель обязан гарантировать социальную защищенность? 

Традиционная проблема торговли — дефицит собственных оборотных средств. Но юрлицо может выгодно взять товар на реализацию, получить отсрочку платежа, наконец, кредит в банке оформить. А где ИП «оборотку» сыскать? Оптовик «индивидуалу» дебиторскую задолженность не предоставит: гарантий платежеспособности никаких, даже печать не у каждого ипэшника имеется. Чтобы получить кредит в банке, необходим либо ликвидный залог, либо стабильный доход. И с тем, и с другим у ИП туго. Остается только идти на поклон к подпольным финансистам и своей регистрацией и льготным налогообложением прикрывать «серые» схемы. Кстати, истинные хозяева «рыночной» торговли чаще всего «привязывают» зарплату реализаторов к выручке. Как правило, вознаграждение колеблется в пределах 5—10 %. При средних оборотах получается 300—400 тысяч в месяц. Не густо. Правда, «владельцы» ипэшных надстроек обычно вообще числятся безработными. Но этот статус не мешает им ездить на машинах представительского класса.

Словом, ситуация в сфере мелкой торговли сложилась явно ненормальная. Не позавидуешь ни ипэшникам, ни потребителям. Первые не имели возможности развиваться, вторые только мечтать могли об удобных форматах торговли. Эта история могла бы продолжаться до бесконечности, если бы гордиев узел противоречий в торговой отрасли не разрубили законодательно.

Немало индивидуальных предпринимателей давно мечтали стать юридическим лицом. Ведь статус ЧУП автоматически решает целый ряд проблем. Но до середины прошлого года превратиться в унитарное предприятие было не так-то просто. Бумажная волокита при регистрации, требование обязательного наличия офиса, плюс расходы на оформление различных бумаг, «визирование» их у нотариуса, государственные пошлины… «Набегало» немало: по различным оценкам, только для регистрации ЧУП требовалось около 3 тысяч долларов. Но самое главное — налоги приходилось платить совершенно другие. Рядом законодательных актов государство сняло большинство преград, которые стояли на пути предпринимателей к ЧУП.

Более 11 тысяч ИП воспользовались возможностью на льготных условиях создать юрлицо, перейти на качественно новую ступень развития своего бизнеса, получить независимость от теневого капитала. Помнится, не раз и не два предпринимательские союзы в былые годы возмущались сложностями при регистрации фирмы. Вроде бы именно лидеры общественных движений должны первые бить в ладоши после вступления в силу Указа № 302. Но вдруг заболела душа за ипэшников старого формата. Насколько помню, активизировавшиеся нынче деятели никогда с индивидуальными предпринимателями особенно дружбы не водили. На микробизнес в прошлые годы упорно посматривали свысока, предпочитая льнуть к крупным коммерсантам. Рядом с ними сытнее.

Почему лидеры «союзов» и «ассоциаций» неожиданно кардинально изменили пристрастия? Возможно, захотели поупражняться в риторике: их позиция «вечно недовольных» уже всем давно стала понятна и порядком поднадоела. Но, скорее всего, «радея» за интересы ИП, они стараются для крупного капитала: былая кормушка-то прикрывается. Возможно, присутствуют оба мотива. Даже оппозиция, всегда смотревшая на экономику исключительно с высоты «макро»-идей, вдруг занялась философским осмыслением судьбы малого предпринимательства. Впрочем, этим деятелям все равно, на какую тему разглагольствовать. Недаром говорят: «Не блещи умом, а языком…»

Складывается впечатление, что только у «общественников» и возникли проблемы с Указом № 760. Более 11 тысяч бывших ИП и нынешних ЧУП на жизнь пока не жалуются. Ведь правовые акты тщательно прорабатывались, не раз и не два аналитики досконально просчитывали разные варианты, чтобы не навалить значительное бремя налоговой нагрузки на молодые ЧУП. Но у «мыслителей» из «союзов» и «ассоциаций» свои взгляды на мир. Один недавно заявил: каждый ИП ежемесячно платит до 500 долларов налогов. А по данным официальной статистики, доля ипэшников в консолидированном бюджете — около 2,5 %. Получается, что доходы казны равны 100 триллионам рублей. Удивились, наверное, сотрудники Минфина. В бюджете на этот год всего около 50 триллионов в доходной части значится: в 2 раза меньше. А может, только каждый третий предприниматель налоги платит по-человечески?!

После выступления другого деятеля «Comedy Club» можно закрывать за ненадобностью. Как-то этот общественник договорился до революционной теории: для интенсивного развития малого бизнеса в Беларуси необходимо изменить административно-территориальное деление страны: области упразднить, а республику поделить на 27 регионов. Интересно, если в США штаты переименовать, курс доллара повысится на международных биржах?..

И смех и грех. Вряд ли кто-то всерьез воспринимает столь «насыщенную» мыслью демагогию. Такие спичи могут слушать разве что горстка профессиональных «тусовщиков», которым нет большой разницы, на какое «шоу» пойти. Главное, чтобы было шумно, громко, обязательно на проезжей части и рядом с центром города… Деловым же людям некогда ерундой заниматься. Новогодние каникулы закончились, пора и за работу браться. Благо перспективы открываются широкие. Ведь белорусский розничный рынок — непаханое поле. На Западе уже выделяют несколько десятков различных торговых форматов, в Беларуси их всего 6—7 разновидностей. И те делают только первые шаги. У большинства мировых брендов нет дилерских сетей в республике. Не интересовал крупные корпорации наш рынок из-за засилья «серых» поставок и контрафакта. «Обелится» наша торговля — у ЧУП появится реальная возможность официально заняться продвижением известных международных брендов. А в этом случае компания-производитель оказывает своим партнерам самую широкую поддержку: организационную, маркетинговую, финансовую… Глядишь, и цены кусаться перестанут. Все-таки хочется уже почувствовать себя европейским покупателем и во время шопинга получать моральное удовольствие, а не стрессы от толкучки в крохотных роллетных палатках…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter