Школьные списки литературы на лето: необходимость или анахронизм?

Фэнтези против Муму

Как думаете, что объединяет школьников разных поколений? И без чего не обходятся самые длинные каникулы? Без списка литературы на лето! Тут сразу нужно сказать, что и учителя, и ученики относятся к ним по–разному. Кто–то из педагогов задает по максимуму, опираясь исключительно на школьную программу, а кто–то использует этот момент как возможность познакомить учеников с произведениями, которые остались за рамками уроков. А что сами школьники? Пока одни добросовестно штудируют перечень книг, другие о нем даже не вспоминают, отдавая предпочтение более модным у подростков авторам, третьи и вовсе обходятся на отдыхе без чтения. Интересно, с каким томиком литературы можно встретить школьника этим летом?

Что покупают?


Среди книголюбов сегодня немало поклонников романов в электронном виде, но школьникам родители до сих пор стараются покупать литературу бумажную. Чтобы проверить эту тенденцию, достаточно заглянуть в начале июня на книжную ярмарку, где особенно много посетителей у стеллажей с детскими книгами. Хиты продаж неизменны: приключения Гарри Поттера, истории про Перси Джексона, из классики — произведения Жюля Верна. Охотно школьники покупают и рассказы на основе популярных мультфильмов, например, про Диппера и Мейбла, где можно выбрать свою концовку истории. А что же школьная программа?

— Если вам нужно что–то из списка литературы, могу для любого класса подобрать, — с ходу предлагает одна из продавцов.

Оказывается, посетители со «школьными» списками здесь не редкость, и книжные ярмарки, надо отдать должное, под ситуацию быстро подстраиваются, предлагая недорогие издания от четырех рублей за томик. Что чаще всего спрашивают? Продавцы делятся наблюдениями:

— От учителя все зависит, бывает, такие списки приносят — попробуй найди половину, или книги совсем для взрослых. Но чаще всего мы уже знаем, что для какого класса. Вот, например, для седьмого часто Кира Булычева ищут, «Приключения Гекльберри Финна». Книги на лето родители охотно покупают, конечно, весь список не насобирают, но 5 — 6 книг берут. Сами понимаете, в библиотеке 2 — 3 экземпляра, а в классе 25 учеников и всем надо прочесть.

Что читают?


Мы спросили у ребят, что они читают из списков, а что — по собственному желанию. Например, по совету родителей уже с начальной школы многие охотно знакомятся с неувядающей детской классикой: «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова. А вот со школьными списками ситуация любопытная. Ученики младших классов, в один голос говорят учителя, более ответственно подходят к летнему перечню, чем старшеклассники.

Скажем, второклашкам Национальный институт образования советует за три месяца каникул осилить 5 — 10 книг. В основном народные сказки, а также произведения Шарля Перро и Александра Пушкина, стихи Агнии Барто, в списке даже журнал «Вясёлка». Столько же прочитанных книжек ждут и от третьеклассников. Для них предлагается много белорусских авторов, скажем, «Творы пра жывёл» Яговдика или «Радасцi i нягоды залацiстага карасiка Бублiка» Савицкого. Из классики — шедевры, на которых выросли поколения: «Денискины рассказы», «Лягушка–путешественница», «Чук и Гек». Не обошлось и без таких популярных персонажей, как Винни Пух, Русалочка, Конек–горбунок и крокодил Гена. В списке для четвероклассников — приключения барона Мюнхгаузена и Пеппи Длинныйчулок, сказки братьев Гримм и рассказы о природе Бианки. Увлекательные произведения и за пятый класс — от «Мiколкi–паравоза» до «Маугли». Впрочем, тут уже в задании на лето появляются книги, которые современным школьникам кажутся непонятными, скучными или даже тоскливыми — «Тимур и его команда» Гайдара или «Муму» Тургенева.

В общем, тенденция такая: чем старше класс, тем с меньшим удовольствием школяры заглядывают в традиционный летний список. Например, немногие ученики 6–го класса берут в руки рекомендованные на каникулы произведения Янки Мавра или Ивана Мележа, хотя «Остров сокровищ» Стивенсона читают охотно. Та же история и с семиклассниками: «Василий Теркин» Твардовского или «Ревизор» Гоголя, увы, больше не властители умов у юного поколения. Ученики 8–го класса не в восторге от совета почитать «Повести о Петре и Февронии Муромских», редкий школьник осилит и увлекательный, но все же не по возрасту том Джаваньоли «Спартак». Что бы вычеркнули из списков девятиклассники? Сколько ни спрашивали ребят, книги они выбирают вне программы — от Джеймса Хедли Чейза до современных фэнтези. Почему? Кому–то что–то посоветовали в соцсетях, кто–то положился на вкус родителей. К примеру, минская школьница Анастасия Невинная охотно проводит время с томиком Стругацких «Пикник на обочине» или «Убить пересмешника» Харпер Ли. Спросите, а что же в списках для ее 9–го класса? «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Житие Евфросиньи Полоцкой», «Отверженные» Гюго... Для самых старших классов — и вовсе сплошная классика вроде «Войны и мира» или «Преступления и наказания». Стоит ли удивляться, когда школьники честно признаются, что программные произведения осваивают в течение года... в сокращенном варианте? Или ограничиваются экранизацией. Телеверсии классики, подтверждают родители, пользуются спросом на каникулах, да и дают хотя бы минимальную гарантию, что ребенок получит представление о хрестоматийных литературных героях, пусть и в интерпретации кинорежиссеров.

Кстати

Два года назад Национальный институт образования провел мониторинг читательских умений пятиклассников, который показал: девочки охотнее приобщаются к книгам, чем мальчики. Еще один важный момент: любовь к чтению формируется не за школьной партой, а в семье. Радует, что 96% пятиклассников считают умение читать полезным для жизни, 77% радуются, когда получают в подарок книгу, а 60% охотно разговаривают о прочитанном с окружающими. В то же время 43% учеников признались, что читают лишь тогда, когда им задают в школе. Еще 13% назвали чтение скучным занятием.

Что задают?


Списки действительно могут быть разными. Тут уж все зависит от педагога. К примеру, учитель русского языка и литературы минской школы Юлия Бельская задает старшеклассникам на лето именно объемные произведения, чтобы в учебном году сэкономить драгоценное время для подготовки к поступлению:

— Ответственные читают, но большинство — нет. 5 — 7–м классам даю произведения, проходить которые будем в полном объеме, а в хрестоматии их нет, а также наиболее крупные по программе. И обычно 2 — 3 книги советую к прочтению из внепрограммного. В начале года в каждом классе провожу урок–презентацию понравившейся книги из летнего списка или любой другой, прочитанной на каникулах. Хотя бы одну читают все, а это, хочу вам сказать, уже немало.

Педагог уверена: школьников обязательно нужно мотивировать на описание своих впечатлений о прочитанном. Когда дети знают, что у них попросят посоветовать в начале года какую–то книгу своим одноклассникам, они заранее стараются сформировать о произведении какое–то словесное мнение, а не просто прочитать и забыть. Кстати, Юлия считает: задавать литературу на лето нужно обязательно, причем сама учит школьников читать с карандашом, чтобы потом не перечитывать, а просто пролистать. Более того, учитель, как и многие ее коллеги, привержена старой доброй истине «чтение — это не учеба, а полноценный досуг».

Педагоги подтверждают: дети охотнее берут в руки популярную литературу, чем классику. Может, стоило бы учесть это и при составлении программы, и при формировании летних списков? Заведующая кафедрой белорусской литературы и культуры Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка Ирина Говзич, которая не раз участвовала в формировании программы по литературе, объяснила, как строится учебный курс:

— Из произведений классики и известных современных белорусских и российских авторов. В последние годы в программе 5 — 8–х классов появились новые имена, но преимущественно для дополнительного чтения. Начиная с 9–го класса и в белорусской, и в русской литературе действует историко–хронологический принцип. В итоге изучение современного литературного процесса приходится на 11–й класс, где в уже минувшем учебном году программы были заметно осовременены: в обзорные темы, посвященные литературе конца XX — начала XXI века, включены современные драматурги, прозаики и поэты. Например, Евгений Гришковец, Дина Рубина, Людмила Рублевская...

А вот что касается зарубежной литературы, то раньше тут действовал принцип — изучение отечественной в контексте мировой. Увы, сейчас в программе в основном точечные вкрапления иностранных авторов и чаще для внеклассного чтения.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter