О феномене румынского кино

Феномен

Кинокарта мира меняется с поразительной скоростью. Только недавно вызывали восхищение вновь открытые территории, через год–два внимание привлекают новые кинопространства, ранее казавшиеся отдаленными и малоизвестными.

Кино_b.jpg

 В середине минувшего столетия непререкаемыми лидерами в области кино как высокого искусства были Германия, Италия, Франция. Отдельной темой в мировом кинораскладе являлось и советское кино, занимающее, кстати, устойчивые позиции во всех современных кинорейтингах до сих пор. Только–только киноманы всей планеты объединились, чтобы рукоплескать фильмам Филиппин, Китая, Аргентины, Южной Кореи, Таиланда, Ирана, как подоспело кино Румынии. Вот это действительно настоящее чудо.

Всего несколько лет назад понятие «румынское кино» у нас могло ассоциироваться с «Даками», не без усилий можно было бы вспомнить «Месть гайдуков» или «Комиссар полиции обвиняет». Да, еще были многочисленные совместные постановки, в том числе и советско–румынские: «Мария, Мирабела», «Мама», «Сказка странствий». А теперь о «новом румынском кино» говорит весь мир. Нет ни одного кинофестиваля, который бы обходился без участия этой страны. И каждый раз участие становится открытием.

Открытие румынского киноматерика началось в начале 2000–х, когда внешне абсолютно скромный, тихий фильм «Смерть господина Лазареску» (реж. Кристи Пую) буквально ошеломил сначала завсегдатаев Каннского, а потом и других фестивалей (кстати, незаметно прошел и в нашем прокате). В той картине не было никаких технических изысков, визуальных эффектов, хлесткой скандальности. В ней буднично и неторопливо рассказывалось о простой жизни и незаметной смерти «маленького человека», оказавшегося никому не нужным тогда, когда особенно нуждался в помощи. В этой кажущейся безыскусности проявилась новая правда о «простом» человеке. Славу румынскому кино принесли фильмы тех, кого между собой называют «группой пяти «К»: Кристи Пую, Кристиан Мунджиу, Корнелиу Порумбою, Кристиан Немеску, Каталин Митулеску. На последнем Каннском фестивале Кристиан Мунджиу вновь был удостоен приза за лучшую режиссуру (фильм «Семейные фотографии». У нас на «Лiстападзе» была отмечена его предыдущая картина «За холмами»). К этому списку можно добавить имена Раду Мунтяну, Флориана Шербана. На минувшем «Берлинале» «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру получил фильм «Браво!» еще одного покорителя киновселенной Раду Жуде.

Авторы, годы рождения которых приходятся на конец 60–х — начало 70–х, еще раз доказали, что художественное качество фильма совсем не зависит от бюджета, что не стоит повторять пройденное и копировать известное, а лучше присмотреться к тому, что рядом, и знакомить с тем, что близко и понятно самому себе. Вот и стали будни бухарестских окраин для всего мира почти откровением, а бытовые эпизоды из жизни земляков — притчами с библейским смыслом. В их фильмах проблемный социальный фон не отдает чернушностью, мораль — морализаторством, серьезные драмы — абсолютной безысходностью. Эти авторы умеют рассказывать истории так, что в камерных, исключительно «своих» ситуациях человек любой другой национальности, вероисповедания и места жительства может узнать себя. В этом убедились и наши зрители, открывшие для себя этот уникальный феномен сначала в кинотеатрах, потом на «Лiстападзе». Полагаю, что на очередном Минском международном кинофестивале румынский сюрприз точно будет.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 158 (25040). Четверг, 18 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter