Феномен Влада Власова

Два миллиона белорусов посмотрели спектакли с участием Мастера
50 лет жизни отдано театральной сцене. 100 ролей сыграно в театре кукол. Два миллиона белорусов посмотрели спектакли с участием Мастера

В этот памятный для меня день на дворе стояла поздняя, но еще теплая осень. Солнце, отражаясь в лужах, подернутых тонким ледком, золотило ковер давно опавших листьев. Ветер гнал их, и солнечные зайчики бликов весело бежали по желто–бронзовой земле.

Именно в эту чудную пору, но в необычном и не очень приятном месте посчастливилось мне встретиться с неординарным и, я бы сказал, солнечным человеком.

Он вошел в скучную больничную палату, щедро сыпанув прямо с порога шутками–прибаутками, и сразу в ней стало как–то светлее, радостнее. Новый больной напомнил мне Бога, каким в недавние, но уже минувшие времена его изображали в атеистических журналах: небольшая белая окладистая бородка и усы, а над головой вместо нимба — седая непослушная шевелюра.

— Здравствуйте, сидельцы–погорельцы! С пополнением вас — Владислав Петрович Власов — «боженька» протягивает каждому из «сидельцев» свою жилистую руку.

— А теперь отгадайте загадку — и новичок читает нам стихи о том, как старик встретился со смертью и на предложение отправиться в мир иной отвечал ей шуткой: погоди, мол, рано еще, у меня на земле не все дела переделаны.

— Кто автор? — хитро прищурившись, спрашивает «боженька».

— Твардовский, — отвечаю я наугад.

— А вот и нет. Ошиблись. Это — Симонов, — в карих глазах нашего нового «постояльца» вспыхивают солнечные искорки, но он не гасит их, а разжигает сильнее шутливой песенкой, анекдотом, которые заставляют вновь и вновь заливисто хохотать до колик в животе.

Такое вот было начало у нашей поздней дружбы. Потом, когда горестные дни больничной дружбы остались позади, мы не раз и не два встречались с Владиславом Петровичем в его уютной двухкомнатной квартирке по улице Цнянской, беседовали «за жизнь». Словоохотливый хозяин рассказывал о себе, о жене Алевтине, которая тоже была актрисой, о старшем брате Виталии.

— Все уже позади, — с некоторой грустью в голосе говорит Владислав Петрович. И тут же, глянув на кукол, которые уютно разместились на настенном ковре, весело продолжает: — Вот они, верные спутники моей театральной жизни. С ними не соскучишься, — и он знакомит нас со своими «коллегами» по сцене: — Вот бравый солдат Швейк, а это Емеля из спектакля «По щучьему велению», «Создатель» из «Божественной комедии»...

Смешные и грустные, добрые и злые, страшные и красивые, мудрые и глупые, просто забавные — они смотрят на нас молча и оживают только когда Власов берет их в руки и озвучивает.

— Расскажите, как вы пришли в театр, — прошу я.

Шел парнишке тринадцатый год

Когда немцы появились в Смоленске, Владу стукнуло 12. Дом, где жила семья Власовых, стоял на самом берегу Днепра. Эта территория несколько раз переходила то к немцам, то к нашим, но дом каким–то чудом уцелел. Отец был на фронте, мать устроилась на работу. Старший брат, окончивший перед войной изошколу, подрабатывал тем, что рисовал портреты немцев. Художнику за это перепадали марки и кое–что из еды. Так, быть может, и протянула бы семья до освобождения, но Виталий не только рисовал, но вместе с другими подпольщиками подавал сигналы нашим летчикам. Его арестовали, он погиб в застенках гестапо. Влад решил отомстить за брата. С такими же, как и он, подростками раздобыл оружие и тренировался в стрельбе по мишеням в многочисленных смоленских оврагах. Немцы не проведали об этом, и мальчишеская сумасбродная идея не получила, слава Богу, своего дальнейшего развития.

Куда податься подростку?

Вскоре после того, как фашистов прогнали из города, при местном драматическом театре была организована певческая студия. Влад решил податься в певцы. Но концертмейстер Ольховский разочаровал паренька, сказав: «Петь ты будешь, но не сейчас. Пока кричишь петухом — мутация». Что это за штука «мутация» и когда она закончится, Влад выяснять не стал и поступил в местный театр кукол рабочим сцены.

Актеры играли, а он таскал декорации. Одновременно с этой нехитрой работой учил наизусть тексты тех ролей, которые ему больше всего нравились. Режиссер заметил старания парня и когда один из артистов заболел, предложил ему сыграть заглавную роль в пьесе «Смолка». Персонаж старичка получился из Влада отменный. Ему стали доверять и другие роли. Но вскоре новоиспеченного актера призвали в армию.

Флотская самодеятельность

Владу повезло. Служить кадровую довелось на эсминце «Строгий». Зная его актерское прошлое, зачислили в художественную самодеятельность. Вот тут и прорезался у него густой баритон. Пел частушки, читал фельетоны, выступал в качестве конферансье. Молодой, задорный, он тяготел к юмору и сатире. Феноменальная память помогала схватывать тексты на лету. В учебных походах выступал перед зарубежными военными и гражданскими зрителями.

Когда пришел срок демобилизации, Владислав вернулся в родной Смоленский театр кукол, а в 1956 году переехал в Минск и был приглашен на работу актером в Государственный театр кукол БССР.

Понтий Пилат

Все шло своим чередом. Одна роль сменялась другой. Росло актерское мастерство. Одним из спектаклей, который принес Владу признание, стала инсценировка по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Ему, по натуре комику, режиссер предложил сыграть трагическую роль Понтия Пилата. Придумали и смастерили для актера специальную маску, которую он менял по ходу действия.

Играть роль, насыщенную философскими рассуждениями, Владу было нелегко — юмор так и рвался на волю. Режиссер требовал жесткости, а Пилат Власова излучал тепло, несмотря на жесткие слова. Его трактовка образа заметно отличалась от того прочтения, которое ей придавал знаменитый Кирилл Лавров в одноименном фильме. У Лаврова Пилат вдумчив, рассудителен и жесток, у Власова, как мне показалось, гнев неожиданно переходил грань между злом и добром, и нам, зрителям, становилось даже жаль этого жестокого правителя.

Экскурс в теорию мастерства

Не стану здесь рассказывать о других ролях, которые довелось сыграть за свою жизнь актеру Власову. Скажу только, что собирая материал для этого очерка, я познакомился кое с кем из коллег Владислава Петровича, побывал в театре кукол, в Академии искусств, где Власов долгие годы преподавал актерское мастерство и где о нем всегда тепло отзываются и преподаватели, и студенты.

— Заслуженный артист Беларуси Владислав Петрович Власов — легенда нашего кукольного театра. У него особый дар, — рассказывает доцент В.П.Грамович. — Его лекции — это не сухая теория, а живой показ того, как, создавая тот или иной образ, суметь перевоплотиться в героя, которого играешь. Он не читает лекции, он играет их вдохновенно, всей душой, всем сердцем. Студенты никогда не пропускали его уроков.

А вот что говорит о Власове театральный критик, профессор, доктор филологических наук Т.Д.Орлова:

— Полвека на кукольной сцене! Это и есть главное признание мастерства Владислава Петровича. Он в каждую куклу вкладывает всего себя, всю свою щедрую и добрую душу. Вот почему кукла, управляемая им и говорящая его голосом, может и пожаловаться зрителю мудрыми словами автора, и посочувствовать твоим собственным мыслям и ощущениям, помогает нам увидеть свои человеческие проблемы как бы со стороны.

Бытует мнение, что театр кукол рассчитан на детвору. На самом деле это далеко не так. Любителей этого театрального действа много и среди взрослых. Знатоки утверждают, что солдат Швейк, например, куда забавнее смотрится именно в кукольном театре. Добавлю для несведущих, что театры кукол имеют различные направления: театр марионеток, Петрушки, планшетные куклы. Самые современные, конечно, последние. Они и самые трудные для актера — надо иметь особую сноровку, чтобы сосредоточить внимание зрителя именно на кукле, а не на себе любимом. Власову это всегда удавалось лучше, чем многим другим. Помогали густой баритон, ловкие руки, от природы веселая натура.

Резюме

Вот уже несколько лет как Власов на заслуженном отдыхе: артрит скрутил пальцы и он уже не может управлять куклой столь же умело, как раньше. Но пенсионер не унывает, он частенько бывает в своем любимом театре, в Академии искусств, делится богатым опытом. Его бывшие студенты, а сегодняшние актеры навещают его дома, где он, учитель, принимает их с радостью. А какой из «боженьки» получается Дед Мороз! У него даже борода не бутафорская. И дети это ценят особенно.

В доме легендарного кукольного маэстро хранится огромный фотоархив: Власов — на сцене, с женой, в кругу друзей, на рыбалке, Власов — в молодости, в морской тельняшке, в зрелом возрасте, в пожилом. И везде — это красивый мужчина с мудрым и хитрым взглядом, с обворожительной улыбкой — такие нравятся женщинам.

Так держать, солнечный человек!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter