Художник не раз говорил, что считает своим долгом выплеснуть на холст все, что увидел и пережил на войне. Сегодня его работы — это самые известные и одновременно шокирующие иллюстрации хроники концентрационных лагерей. Мы многое знаем о Савицком-художнике, но что нам известно о Савицком-человеке? Самые неожиданные факты из биографии мастера — в нашем обзоре.
1. Страстно любил лошадей
В какой‑то момент увлечение лошадьми отодвинуло для него на задний план абсолютно все: и школьные уроки, и любовь к столярному делу. Как‑то знакомый отца подарил Мише толстую дореволюционную монографию под названием «Заводовая книга чистокровных и скаковых лошадей в России». После ее детального изучения мальчик начал сыпать в беседах коневодческими терминами: рысистость, подуздок, аллюр… Точно определить породу отцовской лошади Миша, конечно, не мог, но с серьезным видом утверждал, что их конь — это потомок чистокровных орловцев с благородной примесью араба. Вместе со старшим братом Володей он увлеченно резал для лошади и ее жеребеночка солому, добывал фураж. Но после того как отцу пришлось сдать лошадей в колхоз, страсть Миши к животным поутихла…КСТАТИ
В 1962 году Савицкий написал картину «На картофельном поле», центральное место в экспозиции которой занял красный конь. Идея, рассказывал художник, пришла к нему из далекого детства.
«На картофельном поле», 1962 г.
2. Первым «натурщиком» стал отец Андрей Петрович
Рисовать отца с натуры Михаил начал учиться в седьмом классе. Отец не возражал, более того, важно и с удовольствием позировал — уважал склонность сына к рисованию. В воспоминаниях художника сохранились моменты тех дней:— Отец хвалил мои опусы, хотя они были далеки от живого оригинала. Честно сказать, я даже смутно представлял, что такое вообще изобразительное искусство. Мое знакомство с живописью на тот момент ограничивалось иконами, которые выбросили из церкви и которые отец подобрал на улице, и двумя репродукциями картин: «Масленица» Кустодиева и «Утро стрелецкой казни» Сурикова. Отец их откуда‑то привез, и я никак не мог ими насладиться.
КСТАТИ
В знаменитой картине Михаила Савицкого «Казнь» (1969) в центре композиции — седовласый старец. Прототипом стал отец художника.
«Казнь», 1969 г.
3. До конца жизни ходил в рукотворных косоворотках, сшитых матерью
Анна Константиновна была знатной рукодельницей, обшивала всю деревню, не говоря уже о муже и детях. В ее косоворотках художник ходил всю жизнь. Признавал только их и свитеры с водолазками — другой одежды у него практически не было. В остальных «нарядах», говорил, чувствует себя некомфортно. Если нужно было выйти «в люди», поверх свитера просто надевал темный пиджак.— Покрой рубах, которые мама сшила мне после войны, был очень удобный. Помню, весной, как и все женщины в деревне, она выходила белить холсты — те, которые наткала за зиму. Я много тогда рисовал картинок, как отбеливают лен. Вернее, пытался изобразить настроение радости этих женщин, — вспоминал чуть позже художник.
Картина «Чернобыльская мадонна» (на снимке) – одна из самых известных в цикле «Черная быль», посвященном трагедии на АЭС.
КСТАТИ
Все эти наброски пригодились, когда в начале 1960‑х Савицкий писал картины «Стелют лен» и «Льноводы».
4. В пять лет уже бегло читал, в восемь — рисовал в колхозной стенгазете
В школе благодаря своим способностям Миша учился легко, но отметками особенно не выделялся.— В детстве у меня была особенность, которая многих удивляла. Я брал любой текст и точно запоминал расположение значков на странице — мои глаза как бы все это фотографировали. Сельчане проверяли меня: писали по нескольку строчек разных цифр — то же самое. Восхищению взрослых не было предела: мол, такой маленький, а такой начитанный, да еще столько помнит наизусть. Особенно любили, когда я читал «Новую зямлю» Якуба Коласа. Никто не перебивал — декламировал столько, сколько времени хватало.
При работе над гобеленами для Зала приемов ЦК Компартии Белоруссии Савицкий стал и соавтором, и в то же время учеником Александра Кищенко.
КСТАТИ
Кохановская школа, в которой учился Савицкий, — одна из самых старых в Беларуси. Она открылась в 1868 году. Также среди ее выпускников — Герой Советского Союза Илья Кожар, поэт Иван Батрак, драматург Алесь Петрашкевич, художник‑график Валерий Слаук.
5. При поступлении в Минское художественное училище получил тройку за натюрморт
После войны Михаил Савицкий попал в число студентов первого набора единственного на тот момент художественного заведения в Беларуси (витебское училище прекратило свое существование еще в начале войны). Экзамены сдавал только по специальности. Экзаменовал Савицкого Валентин Волков, который скомкал лист бумаги, бросил его на стол и сказал: «Милости прошу, молодой человек, нарисуйте это». Задание оказалось неожиданно сложным. Многократно исправляя ошибки в рисунке, Савицкий… протер в нем дыру. Оценка Волкова была соответствующей: «Вы ошиблись адресом, вам нужно бы пойти в штукатуры». Но все же поставил за натюрморт тройку (и четверку — за композицию). Это позволило Савицкому стать студентом.КСТАТИ
После окончания училища Савицкий уехал в Москву поступать в художественный институт им. В. Сурикова. Его соседями по общежитию стали будущие классики Таир Салахов и Анатолий Слепышев.
6. После войны и до последних дней мучился язвой желудка
Так художнику аукнулись три года, проведенные в концлагерях. Нечеловеческие нравственные и физические потрясения, баланда из картофельных очистков, гнилая брюква — все это не могло не сказаться на здоровье. После войны Савицкий постоянно страдал от сильных болей в желудке. Иногда боли обострялись настолько, что художник целыми днями лежал с грелкой… Уговоры родных и товарищей пойти к врачу на него не действовали. «Некогда мне, — говорил Савицкий. — Вот освобожусь немножко, тогда пойду».КСТАТИ
Времени для лечения он, конечно, так и не выбрал. Пока однажды не наступил роковой день, когда за жизнь уже известного художника боролись лучшие хирурги.
leonovich@sb.by