Был автором гобеленов и знал наизусть «Новую зямлю»: малоизвестные факты о художнике Михаиле Савицком

Феномен Савицкого

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения большого советского художника, определившего в отечественном искусстве то направление, которое с некоторыми поправками на историю называют «суровым стилем». В новейшей истории Беларуси Михаил Савицкий, пожалуй, действительно художник номер один. Он был лидером в отечественном изобразительном искусстве почти пять десятилетий и не уступал это лидерство до конца своих дней. 


Художник не раз говорил, что считает своим долгом выплеснуть на холст все, что увидел и пережил на войне. Сегодня его работы — это самые известные и одновременно шокирующие иллюстрации хроники концентрационных лагерей. Мы многое знаем о Савицком-художнике, но что нам известно о Савицком-человеке? Самые неожиданные факты из биографии мастера — в нашем обзоре.

1. Страстно любил лошадей

В какой‑то момент увлечение лошадьми отодвинуло для него на задний план абсолютно все: и школьные уроки, и любовь к столярному делу. Как‑то знакомый отца подарил Мише толстую дореволюционную монографию под названием «Заводовая книга чистокровных и скаковых лошадей в России». После ее детального изучения мальчик начал сыпать в беседах коневодческими терминами: рысистость, подуздок, аллюр… Точно определить породу отцовской лошади Миша, конечно, не мог, но с серьезным видом утверждал, что их конь — это потомок чистокровных орловцев с благородной примесью араба. Вместе со старшим братом Володей он увлеченно резал для лошади и ее жеребеночка солому, добывал фураж. Но после того как отцу пришлось сдать лошадей в колхоз, страсть Миши к животным поутихла…

­КСТАТИ

В 1962 году Савицкий написал картину «На картофельном поле», центральное место в экспозиции которой занял красный конь. Идея, рассказывал художник, пришла к нему из далекого детства. 

«На картофельном поле», 1962 г.

2. Первым «натурщиком» стал отец Андрей Петрович 

Рисовать отца с натуры Михаил начал учиться в седьмом классе. Отец не возражал, более того, важно и с удовольствием позировал — уважал склонность сына к рисованию. В воспоминаниях художника сохранились моменты тех дней: 

— Отец хвалил мои опусы, хотя они были далеки от живого оригинала. Честно сказать, я даже смутно представлял, что такое вообще изобразительное искусство. Мое знакомство с живописью на тот момент ограничивалось иконами, которые выбросили из церкви и которые отец подобрал на улице, и двумя репродукциями картин: «Масленица» Кустодиева и «Утро стрелецкой казни» Сурикова. Отец их откуда‑то привез, и я никак не мог ими насладиться. 

­КСТАТИ

В знаменитой картине Михаила Савицкого «Казнь» (1969) в центре композиции — седовласый старец. Прототипом стал отец художника. 

«Казнь», 1969 г.

3. До конца жизни ходил в рукотворных косоворотках, сшитых матерью 

Анна Константиновна была знатной рукодельницей, обшивала всю деревню, не говоря уже о муже и детях. В ее косоворотках художник ходил всю жизнь. Признавал только их и свитеры с водолазками — другой одежды у него практически не было. В остальных «нарядах», говорил, чувствует себя некомфортно. Если нужно было выйти «в люди», поверх свитера просто надевал темный пиджак. 

— Покрой рубах, которые мама сшила мне после войны, был очень удобный. Помню, весной, как и все женщины в деревне, она выходила белить холсты — те, которые наткала за зиму. Я много тогда рисовал картинок, как отбеливают лен. Вернее, пытался изобразить настроение радости этих женщин, — вспоминал чуть позже художник.

Картина «Чернобыльская мадонна» (на снимке)  – одна из самых известных в цикле «Черная быль», посвященном трагедии на АЭС.

­КСТАТИ 

Все эти наброски пригодились, когда в начале 1960‑х Савицкий писал картины «Стелют лен» и «Льноводы». 

4. В пять лет уже бегло читал, в восемь — рисовал в колхозной стенгазете 

В школе благодаря своим способностям Миша учился легко, но отметками особенно не выделялся. 

— В детстве у меня была особенность, которая многих удивляла. Я брал любой текст и точно запоминал расположение значков на странице — мои глаза как бы все это фотографировали. Сельчане проверяли меня: писали по нескольку строчек разных цифр — то же самое. Восхищению взрослых не было предела: мол, такой маленький, а такой начитанный, да еще столько помнит наизусть. Особенно любили, когда я читал «Новую зямлю» Якуба Коласа. Никто не перебивал — декламировал столько, сколько времени хватало. 

При работе над гобеленами для Зала приемов ЦК Компартии Белоруссии Савицкий стал и соавтором, и в то же время учеником Александра Кищенко.

­КСТАТИ

Кохановская школа, в которой учился Савицкий, — одна из самых старых в Беларуси. Она открылась в 1868 году. Также среди ее выпускников — Герой Советского Союза Илья Кожар, поэт Иван Батрак, драматург Алесь Петрашкевич, художник‑график Валерий Слаук. 

5. При поступлении в Минское художественное училище получил тройку за натюрморт 

После войны Михаил Савицкий попал в число студентов первого набора единственного на тот момент художественного заведения в Беларуси (витебское училище прекратило свое существование еще в начале войны). Экзамены сдавал только по специальности. Экзаменовал Савицкого Валентин Волков, который скомкал лист бумаги, бросил его на стол и сказал: «Милости прошу, молодой человек, нарисуйте это». Задание оказалось неожиданно сложным. Многократно исправляя ошибки в рисунке, Савицкий… протер в нем дыру. Оценка Волкова была соответствующей: «Вы ошиблись адресом, вам нужно бы пойти в штукатуры». Но все же поставил за натюрморт тройку (и четверку — за композицию). Это позволило Савицкому стать студентом. 

­КСТАТИ

После окончания училища Савицкий уехал в Москву поступать в художественный институт им. В. Сурикова. Его соседями по общежитию стали будущие классики Таир Салахов и Анатолий Слепышев.

6. После войны и до последних дней мучился язвой желудка

Так художнику аукнулись три года, проведенные в концлагерях. Нечеловеческие нравственные и физические потрясения, баланда из картофельных очистков, гнилая брюква — все это не могло не сказаться на здоровье. После войны Савицкий постоянно страдал от сильных болей в желудке. Иногда боли обострялись настолько, что художник целыми днями лежал с грелкой… Уговоры родных и товарищей пойти к врачу на него не действовали. «Некогда мне, — говорил Савицкий. — Вот освобожусь немножко, тогда пойду».

­КСТАТИ

Времени для лечения он, конечно, так и не выбрал. Пока однажды не наступил роковой день, когда за жизнь уже известного художника боролись лучшие хирурги.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter