Феномен Красного

На что жалуются жители деревни?

На что жалуются жители деревни?


Красное — едва ли не самая «раскрученная» журналистами деревня на Гомельщине. Впервые нелестные отзывы о ней я услышал много лет назад, когда пришел работать в областную газету. Репортажами из Красного дебютируют и нынешние практиканты с журфака. Местные жители уверены: еще не одно поколение пишущих и снимающих сможет черпать здесь вдохновение. Впору изучать «устойчивый феномен Красного»...


Тревожные сигналы от местных жителей поступают в различные инстанции с завидной регулярностью и по разным поводам. То с водой проблемы, то детский сад никак не достроят, то грязь непролазная из–за того, что бьют канализационные «ключи». Большинство претензий связано с улицей 40 лет Победы, где расположены четырех– и пятиэтажные дома.


Уточню: от деревни до границы Гомеля — около километра. Многие красненцы ездят в город на работу, за покупками, в поликлинику, везут детей в сад. Возможно, они оперируют «слишком городскими» стандартами? Я отправился в Красное...


В реальности картина выглядит не менее красочно, чем в рассказах и письмах. Лужи, грязь... Асфальт — фрагментами. Центральная деталь архитектуры — развалины недостроенного здания детского сада. Зато неподалеку — новенькая церковь.


При всем этом в селе, похоже, демографический бум. Молодые мамы, синхронно качая коляски, шелестят у подъезда очередным официальным ответом на коллективную жалобу: «...В 2005 году произведен ремонт дороги на 10 миллионов рублей... В настоящее время сельисполком таких средств не имеет... Прошло собрание... Жители получили ответы...» Полученные ответы жители разгадывают, как ребус. Что означает фраза: «Выполнены работы по изготовлению проектно–сметной документации на ремонт Красненского детского сада»? Документация таки изготовлена или только «выполнены работы»? А дальше как?


Бурный восторг читателей вызывает место о том, что «дворовая территория освещена частично одним светильником»:


— Интересно каким? Тут и столбов–то нет...


— Вроде бы возле дома председателя колхоза что–то такое есть... Только я ни разу не видела, как оно светит.


Преодолевая лужи, едем искать фонарь. Нашли. Какое–никакое, а благоустройство...


Светлана Бутьковец живет тут с детства и наблюдает, как меняется местность за окнами. Говорит, с каждым годом становится все хуже.


— Жаль, вы в солнечный день приехали, — буксует она коляской в какой–то яме. — Когда дождь, тут хоть никуда из дому не выходи... Даже если и есть где–то ливневка, она сразу забивается грязью. Асфальт ведь отсутствует. Писали в Комитет госконтроля, но оттуда письмо переправили в райисполком...


О том, был ли когда–нибудь асфальт на улице 40 лет Победы, спорит местная молодежь. Когда–то и у слоника на детской площадке имелся хобот, и строящимся садиком семьи любовались из окон...


Но хобот утащили, окрестности пришли в запустение, садик забросили. Теперь он вместо игрового комплекса и туалета — исправно поставляет «клиентов» травмопункту (забора и сторожа нет).


Бродил я по Красному и думал вот о чем. Детсад никак не отремонтируют в деревне, где рождаются дети, — это, конечно, плохо. У сельисполкома нет денег на ремонт дороги, из–за чего по Красному ни пройти ни проехать, — еще хуже. С другой стороны, не сельский ведь исполком сломал качели и набросал бутылок. Тут вопрос уже  к местным жителям. Наверняка элементарный порядок может быть наведен и силами их самих: на апрель — май как раз планируются субботники.


Как бы то ни было, «феномен Красного» — оборот явно нарицательный и может быть с успехом применен к немалому числу населенных пунктов, где ситуация с годами меняется в худшую сторону. Куда в таком случае уходят деньги на благоустройство? Вопрос этот, похоже, пора изучить компетентным инстанциям не только в Красном.


Комментарий


Анатолий ЧИСТЫЙ, начальник отдела архитектуры, строительства и жилищно–коммунального хозяйства Гомельского райисполкома:


— Организации, на балансе которых находятся жилые дома и придомовые территории, обязаны следить за жилым фондом в соответствии с Правилами и нормами содержания жилых домов в городах и поселках Беларуси. Содержание придомовой территории включает уборку мусора, ремонт дорожного покрытия и освещения, уход за зелеными насаждениями. Проблема в том, что в Красном собственники жилья разные: два дома на балансе ЖКХ, несколько — колхозные, один — кооперативный. Правление кооперативного дома и СПК «Колхоз «Победа» не накапливали средства, поступающие от населения, на перечисленные цели. Для наведения порядка готовится решение райисполкома о передаче домов и коммуникаций с баланса колхоза на баланс Гомельского райжилкомхоза.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter