Как ускорить электрификацию транспорта

Фаза развития

По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировой парк электрокаров может вырасти до 145 миллионов. О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автоконцерны. Динамично обновляется и парк городского электрического транспорта, а это качественно новые возможности в сфере обслуживания потребителей и сокращении вредных выбросов в окружающую среду. Наша страна также заинтересована в повышении уровня электромобильности. Для этого создаются необходимые условия, приняты стимулирующие меры. Что еще предстоит сделать?


Зеленый свет экологичным авто 

Дополнительные возможности для развития электротранспорта появились в стране с запуском Белорусской атомной электростанции. Конечно, среди драйверов роста — ряд льгот для стимулирования приобретения электромобилей. Подход себя оправдал. В этом же ряду и Указ № 447, подписанный Президентом. Вводятся дополнительные льготы в виде освобождения юридических лиц от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе электромобилей на территорию Беларуси и их реализации, а также организаций — производителей такого транспорта при ввозе автокомпонентов для них.

Более того, покупатели, которые приобрели электротранспорт с уплатой НДС до 1 декабря 2021 года, имеют право вернуть сумму налога в размере не более 500 базовых величин. 

Мы видим, что электрокарами заинтересовались не только граждане, но и промышленные предприятия. «Гомельэнерго» одним из первых среди энергоснабжающих организаций реализовало пилотный проект по обновлению парка электромобилями. Закупкой такой техники заинтересованы и другие организации энергосистемы.

Динамично обновляется и парк городского транспорта, а это дает качественно новые возможности в сфере обслуживания потребителей и сокращении вредных выбросов в окружающую среду. По прогнозам международных исследовательских центров, доля электробусов к 2030 году вырастет до 30 %.

Смогут ли электрокары стать транспортом будущего? До 10 % продаж автомобильных корпораций уже приходится на электромобили. Пока в нашей стране эта цифра составляет 0,1 %. Возможно, ситуацию сможет оживить выход отечественного электрокара Geely Geometry С, продажи которого стартовали в конце прошлого года. Пока рынок развивается в основном за счет ввоза гражданами автомобилей из-за пределов Таможенного союза. Хотя здесь прослеживаются положительные тенденции. Только за первое полугодие 2021 года в нашу страну ввезено более 2000 электромобилей — показатели лучше, чем за 2020-й. 

Радуют и разработки наших ученых. Специалисты создают надежный задел на будущее, работая над отечественным электромобилем, новейшими образцами литийионных накопителей и т.д.

Безусловно, в стране необходимо развивать сеть с использованием быстрых комплексов, чтобы владельцы электромобилей чувствовали себя уверенно на всех дорогах, а не только в столице и рядом с ней. При этом нужно расширять рынок ЭЗС. Например, в ОАО «Витязь» уже наладили производство широкого ряда зарядных станций. Уверен, что развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры поможет решить ряд экологических проблем и скажется на улучшении нашего здоровья. И роль государства в этом процессе знаковая.

Анатолий НАСЕНЯ, депутат Палаты представителей Национального собрания

Штрафы дадут заряд

Многие страны разрабатывают план перехода на электромобили: вводят льготы, запреты, вкладывают миллиарды долларов в развитие производства и инфраструктуру. Безусловно, такие шаги принесут результаты. И мы уже их видим. Достаточно почитать заголовки газет: «В Европе электромобили популярнее машин на солярке», «Доля продаж электромобилей в Европе составила 43 %», «Доля авто с электрическими двигателями в Германии приближается к половине». Почему так происходит? В ЕС постоянно ужесточаются требования к выбросам в атмосферу с целью борьбы с изменениями климата. Отсюда и рост количества электромобилей и гибридов. Естественно, только экологическое мышление граждан Евросоюза не могло бы обеспечить такой рост. Этому способствовали субсидии со стороны правительств и серьезные штрафы за нарушения экотребований. 

В США подписан указ, согласно которому к 2030 году половина автомобилей, продаваемых в стране, должна иметь электродвигатели. Безусловно, возможность выбора важна. Но не стоит забывать, что электромобиль все-таки дороже традиционного авто с двигателем внутреннего сгорания. Чтобы существенно увеличить количество электромобилей, нужны серьезные долгосрочные системные меры. 

Сегодня такой вид транспорта не может конкурировать на коммерческом уровне с привычными авто. Бесшумных экологичных машин в нашей стране меньше 0,02 % от общего числа зарегистрированных транспортных средств. При этом существенный прирост произошел в прошлом году. Одной из причин послужила нулевая ввозная пошлина на электромобили. С 2022 года она отменена, и цена сразу увеличится на 15 %. При существующей стоимости на электромобили это совсем немало. 

Что можно сделать? На мой взгляд, следует продлить действие льгот как минимум до 2030 года. Упростить процедуру согласования и строительства электрозаправок во дворах многоквартирных домов, осуществляемых за счет жильцов. Установить льготные тарифы, не превышающие тарифы сети «Маланка». Развивать сеть «медленных» зарядных станций в микрорайонах, а также продолжить строительство сети «быстрых» зарядных станций вдоль республиканских автомобильных дорог. Необходимо стимулировать строительство ЭЗС на парковках предприятий и учреждений путем предоставления налоговых вычетов, установление льготных тарифов. Компаниям следует заранее предусматривать места для зарядки электромобилей еще на стадии проектирования гаражей, стоянок и паркингов, в том числе у ТРЦ, а сети электроснабжения таких объектов проектировать с учетом строительства зарядных станций. И еще. Думаю, стоит проявлять принципиальность в вопросах нарушения той же парковки. Как вариант, ввести в Кодекс об административных правонарушениях статью о штрафах за занятие мест для зарядки электрокаров автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Советы и уговоры зачастую не помогают. А вот штрафы действуют вполне отрезвляюще.

Сергей Богданович, заведующий кафедрой «Транспортные системы и технологии» БНТУ

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter