Объемы капремонта жилфонда по стране будут ежегодно увеличиваться

Фасады в новом наполнении

Капитальный ремонт жилого дома — пожалуй, тот вопрос, который никого не оставляет равнодушным. Специалисты коммунальных служб подтвердят, что чаще всего люди обращаются к ним по вопросам проведения капремонта. Неудивительно: в стране более 115 миллионов квадратных метров жилфонда обслуживают организации ЖКХ. Каждый год объемы вводимого после капремонта жилья будут увеличиваться. В 2021 году планируется капитально отремонтировать не менее 3,5 млн кв. м жилья по всей стране. Это предусмотрено Госпрограммой «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021—2025 годы. Как повысить эффективность проводимых при капремонте работ и учесть интересы всех сторон? Какие типичные нарушения выявляют контролирующие органы? Об этом и многом другом специалисты говорили на круглом столе в пресс-центре БЕЛТА.

В 2021 году планируется капитально отремонтировать не менее 3,5 млн кв. м жилья по всей стране.

Ремонт без отселения

Начальник отдела эксплуатации жилищного фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Алексей Протько уточняет: капитальный ремонт — одна из главных жилищно-коммунальных услуг, которая волнует граждан. И в этом году поставлены планы по достижению трех процентов капитально ремонтированного жилья от эксплуатируемого жилищного фонда. Эти задачи доведены областям и городу Минску.

— Конечно, при организации и проведении капремонта жилфонда возникают определенные вопросы и проблемы, касающиеся превышения нормативных сроков ремонта, качества выполненных работ. Это все не может не волновать как наше министерство, так и собственников жилья, — отмечает специалист.


Определенные вопросы и трудности возникают в том числе и потому, что при капремонте жильцов из домов не выселяют. На это обратил внимание главный инженер ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Тимофей Кремез. Дома эксплуатируются в обычном режиме, в них бесперебойно подаются электро- и водоснабжение, отопление. И это порой значительно увеличивает продолжительность капремонта, потому что люди не всегда обеспечивают доступ в квартиру. Причины самые разные — от невозможности в определенное время уйти с работы до отъезда в отпуск. В этом году ремонт «подкорректировала» и эпидемиологическая ситуация.

Во время капремонта жильцов из квартир не выселяют, а в дома подаются электро- и водоснабжение.

— Некоторые жильцы домов, поставленных в график на капремонт, категорически (даже в письменной форме) отказывались от тех видов работ, для выполнения которых строителям необходимо зайти в квартиру. Люди отказываются, даже если работники будут соблюдать все необходимые меры предосторожности, — уточнил специалист.

Еще причина, по которой жильцы не пускают строителей и, соответственно, затягиваются сроки сдачи дома в эксплуатацию, — ремонт в квартире. Люди не хотят, чтобы при замене инженерного оборудования (а оно предусмотрено капремонтом) пострадала отделка стен, например. Кроме того, некоторые жильцы не очень ответственно относятся к решениям, принятым на собрании или при разработке проектной документации. Тимофей Кремез приводит пример:

— На таком собрании еще до начала разработки проекта мы обсуждаем с жильцами установку систем отопления с устройством индивидуальных приборов учета тепла. Для этого нам потребуется выполнить ряд технических работ, связанных с системой отопления, а жильцам — приобрести индивидуальные приборы учета. И тут мы сталкиваемся с такой проблемой: на собрании граждане соглашаются, принимают общее решение, мы в задании на проектирование закладываем эти работы, а в процессе выполнения капитального ремонта часть жильцов отказывается. Это не позволяет выполнить все в полном объеме, а в итоге — сдать объект в срок.


Еще требующий решения вопрос — доступ на балконы. Люди самостоятельно устанавливают окна, иногда демонтируют противопожарные лестницы и люки, предназначенные для эвакуации при пожаре. Принудить обеспечить доступ может суд. Разбирательства могут длиться годами. Дом все это время эксплуатируется и, значит, изнашивается. Контролирующие органы такой дом не принимают.

Эта проблема решаема. Нужно разработать нормативный документ, который учтет все озвученные нюансы. Также можно пересмотреть ответственность собственников жилых помещений, если они препятствуют проведению капитального ремонта.

Добросовестные подрядчики не допускают нарушений на своих объектах.

 Претензии не только к сроку

Впрочем, капремонт затягивается не только из-за недобросовестных жильцов. Есть вопросы и к коммунальным службам. Бывает, что при разработке проекта и постановке дома на капремонт не всегда учитываются погодные условия. То есть если в жилом доме начать работы в сентябре, то отопление придется менять уже весной. Для этого нужен технологический перерыв.

Есть претензии к недобросовестным подрядчикам. В 2020 году органы Госстройнадзора контролировали проведение капремонта на 2495 объектах. В эксплуатацию введено 1245 объектов. Цифры озвучил директор Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта Игорь Гусев.


На остальных выявлены дефекты и нарушения. Основные нарушения связаны с несоблюдением технологической последовательности производства работ. Например, чистовая отделка фасада может выполняться до ремонта балконов, а прокладка инженерных сетей в технических помещениях — до предшествующих общестроительных работ. Кроме того, ненадлежащим образом делается временное укрытие кровли от осадков на период демонтажа кровельного покрытия. Нарушения в дальнейшем приводят к повреждению смонтированных сетей, а также законченной отделки поверхности, что ухудшает их эстетический вид, и как итог — рост затрат на производство работ.

На многих объектах подрядчики не соблюдают график выполнения работ, устраивают необоснованные перерывы. Все это сказывается на сроках ремонта как в квартирах, так и в местах общего пользования. Типичное нарушение — несвоевременная заделка отверстий в стенах и перегородках при замене инженерных коммуникаций. В 2020 году за подобные нарушения привлечено к административной ответственности и оштрафовано более тысячи физических и юридических лиц.

Игорь Гусев также сообщил, что сейчас в стране на 740 объектах работы по капремонту выполняются с превышением нормативных сроков. Наибольшее количество таких объектов сосредоточено в Могилевской области и столице.

Объяснить все для проекта

Вопросы капремонта затрагивают и проектировщиков.

— Много сказано о доступе и сроках выполнения строительно-монтажных работ, но при этом именно проектировщик первым сталкивается с тем, что не может качественно выполнить обследование строительных конструкций из-за отсутствия доступа на объект, а значит, и разработать проектную документацию, — уточнил директор РУП «Институт «Белжилпроект» Денис Жеймо.

Все работы обсуждаются с жильцами до разработки проекта.

Специалисты вынуждены всеми правдами и неправдами пробиваться на балконы жильцов, осматривать строительные конструкции, а ведь наличие или отсутствие этой информации влияет на качество разработанной проектной документации.

Для повышения эффективности работ нужно проводить не предпроектную, а допроектную проработку всех объектов капитального ремонта, уверен эксперт. К тому же сегодня заранее известно, какие дома подлежат ремонту, — программа капитального ремонта на ближайшую пятилетку разработана, ежегодные графики составлены. Но с населением работа начинается только тогда, когда разработка проектной документации в разгаре либо практически завершена.


— Нужно менять подходы к работе с населением, общаться с жильцами нужно заблаговременно, объяснять и рассказывать им, что именно входит в состав капитального ремонта, а что нет, — пояснил руководитель института.

Вывод очевиден. Всем участникам любого процесса нужно действовать сообща. Тогда и результатами все будут довольны.

misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter