В Беларуси начала развиваться уличная живопись

Фасады малюнку рады

У Беларусі вулічны жывапіс робіць толькі першыя крокі.
Аднойчы змагацца з графiцi ў вялiкiх гарадах проста стамiлiся. Берлін, Брусель, Варшава — некаторыя раёны еўрапейскiх сталiц у свой час проста патаналі ў насценным «жывапісу». Пакуль на змену пэцкалям не прыйшлі сапраўдныя вулічныя мастакі са сваімі арыгінальнымі эскізамі. Ім пад сілу разнастаіць не толькі самую сумную панэльку у спальным раёне, але і ўдала ўпісаць свае працы ў гістарычныя кварталы. У Беларусі вулічны жывапіс робіць толькі першыя крокі.

На фасадном положении


Пешеходная улица Советская в центре Бреста — самое холеное и с особой любовью взлелеянное место в городе. Но европейский лоск то и дело портят самодеятельные граффитисты. То тут, то там на ровно выкрашенных стенах появляются корявые «тэги», неровные буквы и бессмысленные знаки. Начальник отдела охраны правопорядка и профилактики Ленинского РОВД Николай Самосюк замечает: хоть в последнее время таких случаев в центре стало меньше, они все равно повторяются. Причем теперь на голову милиции свалились еще и граффитчики из новых микрорайонов. Чтобы защитить городские стены от мазни, теперь милиционерам приходится дежурить в специальных группах. 


Дежурства, конечно, приносят результат. В одном только Ленинском районе с начала года составили 8 протоколов и оштрафовали каждого пачкуна на миллион рублей. А всего по городу подобных случаев выявили больше двух десятков. Но по горячим следам удается задержать далеко не всех. Поэтому «художества» продолжают появляться, и коммунальщики вынуждены закрашивать их за бюджетные средства. 


Но не зря говорят: не можешь победить хаос — возглавь его. Видя, что справиться с рисованием на стенах им не под силу, власти крупных городов во многих странах стали отводить свободные стены для творчества уличных художников. Однако в Бресте этот подход сочли оптимальным лишь недавно. Впрочем, по все тем же причинам. Во-первых, чтобы дать возможность нелегалам официально выпустить пар, если они способны на творчество. А во-вторых, позволить талантливым стрит-мастерам рисовать без риска оказаться в отделении милиции. 


Да и в целом городу, особенно микрорайонам, не хватает малых форм и индивидуальности, признает главный архитектор Бреста Николай Власюк. Городская среда здесь не настолько интересная и разнообразная, чтобы в ней было приятно находиться. Поэтому совсем недавно исполком решил предоставить одному из представителей стрит-арт-сообщества стену в центре города. Сделан серьезный шаг: художник, чей официальный рисунок вскоре украсит центр Бреста, раньше был вынужден рисовать исключительно нелегально.


Но Николай Власюк подчеркивает: кроме как через горисполком, такие инициативы реализовать не получится. Эскиз будущей работы придется согласовать. В первую очередь, с управлением архитектуры и отделом идеологии. Затем с жильцами здания, где планируется разместить рисунок. Ведь изображение должно подходить выбранному месту и не мешать людям. Да и риск, что исказятся пропорции при выполнении его в большом масштабе, остается. Все же уличные художники чаще самоучки, чем профессионалы. Главный архитектор уверяет: если пилотный рисунок соискателя окажется удачным, стрит-артерам Бреста дадут зеленый свет. 


Впрочем, столь сложная процедура может и отпугнуть мастеров уличного искусства. Далеко не каждый художник пойдет на легализацию, если это время можно отдать творчеству. Да и сами мастера уличной живописи признаются: даже в случае согласования им далеко не всегда помогают краской, вышками и другим инструментом.


Хотя порой из подобного столкновения интересов, наоборот, рождается сотрудничество. Как в случае с Евгением Сосюрой из Пинска. Свою первую официальную стену он получил через штраф. Рисовал ее ночью — художника заметила милиция. Но после того, как городские власти оценили талант парня, рисунок ему позволили завершить абсолютно официально. Теперь работы Евгения украшают опору старого моста через Пину и район детской городской больницы. Сейчас художник хочет продолжить серию рисунков, посвященных утраченным архитектурным памятникам в центре Пинска. Все же здесь они смотрятся наиболее органично. А вот рисунки, понятные не всем, уверен он, больше подойдут для микрорайонов. 


Евгений надеется, что вскоре творить будет еще проще. Художник делится опытом и подчеркивает: получить разрешение становится легче год от года. Теперь уже сам горисполком идет навстречу и предлагает хорошие поверхности для работы. Евгений уверен: главное в этом деле — показать, на что ты способен. Показать и властям, и людям, что стрит-арт совсем не страшен, а наоборот, может украсить город, сделать его разнообразнее и приятнее для жизни. 


К слову, не так давно Евгений нарисовал на стене гродненской девятиэтажки самое большое в Беларуси уличное полотно. Жители такой работе только рады: здание стало интереснее, обрело новое «лицо». Довольны и брестчане работами местного художника. Мало кто не натыкался в городе на его симпатичных бумажных птичек, необычные портреты и разноцветные деревья. 


А раз так, то брестский горисполком вовремя спохватился. И есть вероятность, что уже скоро доморощенные художники-пачкуны насовсем уйдут с городских улиц. Стоит ли бездарно пачкать стену, когда твои ровесники создают подлинные шедевры? 

Артем КИРЬЯНОВ

artem.kirjanov@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter