Источник: Знамя юности
Знамя юности

Потолки по 3,5 метра. Сходили в гости к жильцам знаменитых башен на Привокзальной площади в Минске и посмотрели, как живется в доме с историей

Фасад с открытки

Знаменитые дома-башни на улице Кирова в Минске по праву считаются визитной карточкой и воротами города: этот уникальный архитектурный комплекс на Привокзальной площади первым встречает путешественников, прибывших на поезде или автобусе. Эти высотки, возведенные в послевоенные годы, входят в список объектов историко-культурного наследия. Корреспонденты «Знаменки» заглянули в гости к жильцам достопримечательности и узнали, каково это – жить в доме с историей.

Изображение «Ворот Минска» было нанесено на двухсотрублевую купюру образца 1992 года.

Одиннадцатиэтажные баш­ни – близнецы, однако не лишены некоторых различий. Здание по левой стороне улицы (если смотреть, стоя спиной к железно­дорожному вокзалу) вен­чает циферблат часов, в качест­ве трофея доставшихся Беларуси от Германии во время Второй миро­вой войны. На правом доме, что под номером два, разместили герб республики. Каждую башню «ох­ра­няют» четыре защитника – скульптуры инже­нера, партизанки, красноармейца и колхозницы.

Такие впечатляющие снаружи, внутри здания выглядят вполне обыденно. Внимание привлекают разве что просторные лестничные площадки, из окон которых открывается потрясающая городская па­норама, и непривычно высокие потолки. Мы направляемся в квартиру № 100 в доме по улице Киро­ва, 1. После ввода здания в эксплуатацию в 1951 году одной из первых здесь поселилась работница Белорусской железной дороги Галина Морева. Тогда Гали­не Федотовне было чуть более 30, а сегодня – 101 год! Опираясь на тросточку, она встречает нас на пороге вместе с самым младшим из трех сыновей Виталием и питомцем – псом Тишкой породы двор-терьер, как представляют его домочадцы. 

Поначалу в доме были коммунальные квартиры и семья жила впятером в одной комнате – отец, мать и мы, трое братьев, делится воспоминаниями Виталий:

– С тех времен осталась необычная планировка жилья: большие кухни и вместительные комнаты. Потом коммуналки расселили и мы обосновались во всей квартире, а в начале 1990-х приватизировали ее. Многие думают, что квадратные метры в этом доме получали только большие начальники. Это не так. Тут жили и простые рабочие – лифтеры, уборщики, машинисты, проводники.

Галина Морева с сыном Виталием

Пока оглядываемся вокруг, хозяин будто предупреждает мой вопрос – о высоте потолков:

– Здесь они по 3,5 метра. Это, пожалуй, одно из главных достоинств квартиры: за счет больших окон в комнатах всегда очень светло. Впрочем, имеется в этом и свой недостаток: чтобы поклеить обои или покрасить потолок, ставили стол, на него – стул, а сверху – еще маленький стульчик. Взгромоздясь на такую конструкцию, про себя молились, чтобы не упасть.

Виталий не скрывает: раньше, когда в оконных проемах стояли деревянные рамы, в квартире было шумно: 

– По звуку определяли проезжающий мимо автобус: ЛАЗ, «Икарус», ПАЗ. А трамвайный колокольчик служил будильником по утрам. Сейчас жаловаться не на что: в окнах установлены стеклопакеты, дома не шумно. А вот нашим соседям из дома № 2 не позавидуешь: там частенько околачиваются компании лиц без определенного места жительства и любители спиртного. Раньше головной болью жильцов были и автомобильные парковки во дворах башен-близнецов: горожане бросали свои легковушки, в результате здешние жители не находили места для своих «ласточек», а машины скорой и МЧС не могли проехать к месту назначения. Проблему решила установка шлагбаума.

Виталий с ностальгией вспоминает о временах, когда на том месте, где теперь размещается заведение быстрого питания, находился ресторан «Радуга». Да и продовольственных магазинов шаговой доступности в округе хватало, а теперь только и остается, что пересчитать их по пальцам:

– Большинство квартир в доме владельцы предпочитают сдавать посуточно. Взять хотя бы наш седьмой этаж: живем только мы с матерью да соседка напротив, еще три квартиры – арендные. Нам также не­однократно поступали предложения о покупке квартиры, но избавляться от жилья, получившего статус элитного, мы не спешим.

Из окна на лестничной клетке открывается потрясающая городская панорама

Впрочем, на шумные компании и временных жильцов Виталий не жалуется. Они неудобств не доставляют. Единственная проблема дома – при перепадах температуры на металлической кровле скапливается конденсат, подтапливающий верхние этажи.

Виталий демонстрирует нам черно-белую фотокарточку, где он совсем мальчишкой запечатлен со старшим братом и его товарищами на фоне здания химического факультета, на горизонте виднеются макушки Красного костела:

– Вся моя жизнь фактически прошла в сердце города. Учился в школе № 2 (теперь это СШ № 4) на улице Красноармейской, после уроков ходил плавать в бассейн в Доме офицеров. Работал инженером по эксплуатации на стадионе «Динамо», затем – в Доме Правительства.

В ТЕМУ

Архитектурный проект «Ворота Минска», образующий ансамбль Привокзальной площади, был разработан еще в 1939 году группой проектировщиков под руководством архитектора Бориса Рубаненко. Спустя год, в 1940-м, началась его реализация. Однако во время Великой Отечественной войны существовавшие на то время постройки были разрушены и сожжены. К работам вернулись в 1947-м. Сегодня застройка Привокзальной площади – памятник градостроительства Беларуси, который считается одним из наиболее запоминающихся архитектурных ансамблей Минска.

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter