Знаменитые дома-башни на улице Кирова в Минске по праву считаются визитной карточкой и воротами города: этот уникальный архитектурный комплекс на Привокзальной площади первым встречает путешественников, прибывших на поезде или автобусе. Эти высотки, возведенные в послевоенные годы, входят в список объектов историко-культурного наследия. Корреспонденты «Знаменки» заглянули в гости к жильцам достопримечательности и узнали, каково это – жить в доме с историей.
Изображение «Ворот Минска» было нанесено на двухсотрублевую купюру образца 1992 года.
Такие впечатляющие снаружи, внутри здания выглядят вполне обыденно. Внимание привлекают разве что просторные лестничные площадки, из окон которых открывается потрясающая городская панорама, и непривычно высокие потолки. Мы направляемся в квартиру № 100 в доме по улице Кирова, 1. После ввода здания в эксплуатацию в 1951 году одной из первых здесь поселилась работница Белорусской железной дороги Галина Морева. Тогда Галине Федотовне было чуть более 30, а сегодня – 101 год! Опираясь на тросточку, она встречает нас на пороге вместе с самым младшим из трех сыновей Виталием и питомцем – псом Тишкой породы двор-терьер, как представляют его домочадцы.
Поначалу в доме были коммунальные квартиры и семья жила впятером в одной комнате – отец, мать и мы, трое братьев, делится воспоминаниями Виталий:
– С тех времен осталась необычная планировка жилья: большие кухни и вместительные комнаты. Потом коммуналки расселили и мы обосновались во всей квартире, а в начале 1990-х приватизировали ее. Многие думают, что квадратные метры в этом доме получали только большие начальники. Это не так. Тут жили и простые рабочие – лифтеры, уборщики, машинисты, проводники.
Галина Морева с сыном Виталием
Пока оглядываемся вокруг, хозяин будто предупреждает мой вопрос – о высоте потолков:
– Здесь они по 3,5 метра. Это, пожалуй, одно из главных достоинств квартиры: за счет больших окон в комнатах всегда очень светло. Впрочем, имеется в этом и свой недостаток: чтобы поклеить обои или покрасить потолок, ставили стол, на него – стул, а сверху – еще маленький стульчик. Взгромоздясь на такую конструкцию, про себя молились, чтобы не упасть.
Виталий не скрывает: раньше, когда в оконных проемах стояли деревянные рамы, в квартире было шумно:
– По звуку определяли проезжающий мимо автобус: ЛАЗ, «Икарус», ПАЗ. А трамвайный колокольчик служил будильником по утрам. Сейчас жаловаться не на что: в окнах установлены стеклопакеты, дома не шумно. А вот нашим соседям из дома № 2 не позавидуешь: там частенько околачиваются компании лиц без определенного места жительства и любители спиртного. Раньше головной болью жильцов были и автомобильные парковки во дворах башен-близнецов: горожане бросали свои легковушки, в результате здешние жители не находили места для своих «ласточек», а машины скорой и МЧС не могли проехать к месту назначения. Проблему решила установка шлагбаума.
Виталий с ностальгией вспоминает о временах, когда на том месте, где теперь размещается заведение быстрого питания, находился ресторан «Радуга». Да и продовольственных магазинов шаговой доступности в округе хватало, а теперь только и остается, что пересчитать их по пальцам:
– Большинство квартир в доме владельцы предпочитают сдавать посуточно. Взять хотя бы наш седьмой этаж: живем только мы с матерью да соседка напротив, еще три квартиры – арендные. Нам также неоднократно поступали предложения о покупке квартиры, но избавляться от жилья, получившего статус элитного, мы не спешим.
Из окна на лестничной клетке открывается потрясающая городская панорама
Впрочем, на шумные компании и временных жильцов Виталий не жалуется. Они неудобств не доставляют. Единственная проблема дома – при перепадах температуры на металлической кровле скапливается конденсат, подтапливающий верхние этажи.
Виталий демонстрирует нам черно-белую фотокарточку, где он совсем мальчишкой запечатлен со старшим братом и его товарищами на фоне здания химического факультета, на горизонте виднеются макушки Красного костела:
– Вся моя жизнь фактически прошла в сердце города. Учился в школе № 2 (теперь это СШ № 4) на улице Красноармейской, после уроков ходил плавать в бассейн в Доме офицеров. Работал инженером по эксплуатации на стадионе «Динамо», затем – в Доме Правительства.
В ТЕМУ
Архитектурный проект «Ворота Минска», образующий ансамбль Привокзальной площади, был разработан еще в 1939 году группой проектировщиков под руководством архитектора Бориса Рубаненко. Спустя год, в 1940-м, началась его реализация. Однако во время Великой Отечественной войны существовавшие на то время постройки были разрушены и сожжены. К работам вернулись в 1947-м. Сегодня застройка Привокзальной площади – памятник градостроительства Беларуси, который считается одним из наиболее запоминающихся архитектурных ансамблей Минска.
derzhanovich@sb.by