За почти два десятка лет через руки хирурга Кличевской ЦРБ прошли тысячи пациентов

Фарватер Лебедева

Только за прошлый год в хирургическом отделении, которое он возглавляет, прооперировано 356 человек, проведено более 440 малых амбулаторных вмешательств. Виктор ЛЕБЕДЕВ помогает взрослым и детям, ведет прием в поликлинике. Да и после работы, вернувшись домой, всегда на связи. Ночные звонки означают одно — за 10—15 минут надо успеть собраться и настроиться на то, что снова придется кого-то спасать.


ДАЖЕ если плановые операции с точностью расписаны по времени, жизнь в любой момент все может переиграть по-своему. Так случилось и перед нашей встречей. В больницу прямо со спортивной площадки доставили 13-летнего мальчика со сложным переломом руки. Обращаю внимание, что те, кто сопровождал юного пациента, обращались к доктору по имени-отчеству. Как к старому знакомому… Оказалось, доктор Лебедев родом из этих мест. Как решил свою жизнь связать именно с медициной? Говорит, что происхождение у него «рабоче-крестьянское», так что речи о династии быть не может. Отец был плотником, правда, мама всю жизнь работала медсестрой. Кроме того, выяснилось, что дядя и двоюродный брат — врачи:

— О профессии доктора всерьез задумался, когда старший брат поступил в мединститут. Поступая в Витебский медвуз, я уже точно знал, какую дорогу в жизни выбираю, насколько она окажется непростой. С 3—4-го курса потянуло в хирургию. Хотел постичь ее азы и секреты, чтобы помогать людям в самых непростых ситуациях. Мне всегда везло на учителей, коллег. После окончания — интернатура в Могилевской городской больнице, где наставником была хирург Екатерина Дашковская. Затем два года работы в Хотимской ЦРБ. Учился у таких профессионалов, как Анатолий Даниленко и Павел Усов. Кстати, там прошел и первое боевое крещение. По «скорой» доставили пожилую женщину с серьезной травмой головы. Я ведь тогда только год проработал, а мне доверили провести трепанацию черепа. Все прошло успешно. И хоть ассистировал мне старший коллега, но тот момент на всю жизнь запомнил… 

После Хотимска была больница в Дзержинске, а в 2002-м вернулся на родину. С 2010-го возглавил хирургическое отделение. Говорит, когда приехал, в Кличевской ЦРБ было три хирурга, а сегодня работают в четыре руки — он и молодой специалист Роман Цалей. Хирургическое отделение рассчитано на 30 коек. Нагрузка на врачей немалая, если учесть, что в районе около 15 тысяч жителей, а пациенты — дети и взрослые. Каждый день, за исключением выходных, — операционный. Лебедев признается, к ночным экстренным вызовам за эти годы привык. Если из операционной выходит под утро, то домой уже не возвращается. С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться на практике? 

— Откровенно говоря, со всеми. В основном это абдоминальная хирургия при лечении органов брюшной полости. Также оказываем травматологическую помощь. Здесь многое зависит от сезонности. Поступают и с бытовыми травмами, спортивными. Приходится проводить нейрохирургические, сосудистые вмешательства, на которые вызываем ангиохирурга по санавиации. К примеру, резекцию кишечника проводим самостоятельно, желудка — вызываем коллег из области. Выручают возможности телемедицины, когда в любой момент можем проконсультироваться, выслать промежуточные эпикризы, снимки, получить рекомендации. 

Заведующий хирургическим отделением Кличевской ЦРБ Виктор Лебедев и врач-хирург Роман Цалей.

РАЗГОВОР прерывается. Лебедеву звонят по телефону из отделения анестезиологии и реанимации. Я еле поспеваю за ним по ступенькам и переходам. Пока он с пациентом, интересуюсь у молодого специалиста реаниматолога-анестезиолога Надежды Бритовой, как ей в одной команде с доктором Лебедевым? 

— Это профессионал. Для меня очень важно, что к нему можно обратиться с любым вопросом, проконсультироваться, попросить совета. Ведь, казалось бы, ему порой проще ответить по телефону, а он всегда прибежит в отделение... 

Из отделения анестезиологии и реанимации торопимся в рентген-кабинет. И снова я в «фарватере» доктора. Готов снимок мальчика с переломом руки. Виктор Алексеевич доволен результатом. Но паренька отправят в Могилев к детскому ортопеду. «Когда уйдут оте­ки, может произойти вторичное смещение», — поясняет Виктор Алексеевич. 

В чем тайна мастерства хирурга? Ответ прост — в руках. А как же техническое оснащение? Виктор Алексеевич соглашается, что больнице не помешал бы новые аппарат УЗИ экспертного класса и фиброгастроскоп. В скором времени обещают обновить наркозно-дыхательную аппаратуру. А есть ли у Лебедева ученики, которыми он гордится? Через отделение прошло три молодых специалиста, «хорошие толковые парни» — Александр Булава, Петр Крамков, Олег Сердюков. Правда, уехали кто в Минск, а кто в Могилев. Но про своего учителя не забывают. Сегодня из молодой когорты хирургического отделения — врач Роман Цалей. Его распределение заканчивается в этом году, но он признался, что думает остаться. Есть чему и у кого учиться. 

БЫТЬ врачом в краях, где родился и вырос, — большая ответственность. Ты и твоя работа у всех на виду. Порой некоторые, избегая визитов в больницу, пытаются проконсультироваться прямо на улице, стараясь объяснить, что, где и как болит. Этот номер с Лебедевым не проходит. Он таких нерешительных пациентов приглашает на прием. Не жалеет ли Виктор Алексеевич о выбранном пути, как относится к тому, что те, кого он спас, утверждают, что руки у него золотые, называя «наш герой»:

— Специальность выбирал под себя. Она, безусловно, тяжелая, но такая, какая есть. А слово «герой» для меня звучит слишком громко. Как говорил Бальзак, «слава — товар недолговечный»… Поэтому к ней не стремлюсь. Работа хирурга сложная, ведь это колоссальная ответственность! Специфика ее такая — ушел домой, и все ушло с тобой. Да, к этому сложно привыкнуть, но и без этого уже невозможно жить. 

korenevskaja@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter