Наценки в аптечной сети: как работает предложенная МАРТ схема формирования цен на лекарства

Фарма по новой форме

Введение референтного ценообразования отрезвляюще подействовало на рынок лекарств. По многим регу-лируемым таким механизмом позициям их стоимость значительно снизилась. Правда, остались вопросы по пяти наименованиям: они либо сняты с производства, либо по разным причинам еще не поступили на рынок.



Как при приемлемых и справедливых ценах обеспечить насыщение ассортимента? Этот вопрос обсуждался на «круглом столе» в Министерстве антимонопольного регулирования. В дискуссии приняли участие пред-ставители Минздрава, производителей и поставщиков фармацевтической продукции, а также эксперты рос-сийской Федеральной антимонопольной службы.

Регулирование рынка лекарств — вечное маневрирование между Сциллой и Харибдой: ведь требуется так выстроить систему, чтобы и все необходимые препараты в стране были, качественные, в надлежащем ассортименте и по приемлемым ценам. Введенный механизм референтного ценообразования хорошо зарекомендовал себя во многих странах. В Беларуси его используют только с начала года по отношению к онкологическим и сердечно-сосудистым препаратам. Проект пилотный. И предполагает на практике отработать все нюансы, которых оказалось немало. Их и обсуждали на «круглом столе». Своим богатым опытом поделились представители российской ФАС. В соседней стране референтное ценообразование ввели несколько раньше, поэтому опыт ошибок и работы над ними накоплен приличный.

Больше — не лучше



Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович, сославшись на исследование, констатировал: 79 процентов белорусов недовольны ассортиментом лекарств и ценами. Собственно говоря, по количеству зарегистрированных препаратов наша страна далеко не на первом месте. У нас эту административную процедуру прошли более 4 тысяч наименований лекарств. Аналогичный список в России — более 13 тысяч, Украине — 10 тысяч, Узбекистане — 8,8 тысячи…

Начальник управления социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев успокоил коллег: количество зарегистрированных наименований еще не свидетельствует о насыщенности рынка. И объяснил: во всем мире одна и та же песня — фармкомпании пытаются обойти регулятивные нормы и хитрят. Регистрируют де-факто одни и те же лекарства, но с некоторыми незначительными изменениями по дозировке или форме таблеток, каковых бывает аж 18 видов! Все эти второстепенные факторы с точки зрения терапии. И разница в содержании вещества на одну сотую миллиграмма с точки зрения медицины ничтожна. Список же зарегистрированных наименований получается длинный до бесконечности. Но хитрость в том, что если сложить воедино несколько совершенно второстепенных характеристик, то из всего многообразия останется только один производитель, который претендует на монопольное влияние на рынок.

Тимофей Нижегородцев уверен: обеспеченность лечебного процесса необходимыми препаратами логично оценивать не по количеству «строк наименований», а по качественным параметрам. Например, по доле международных патентованных лекарств, которые являются самыми инновационными. Представитель белорусского Минздрава заверил: с точки зрения лечебного процесса проблем с номенклатурой нет.

Челночный бег


Тем не менее «народный» экспорт в фармацевтике — факт. «Потребности в Смоленской области в лекарствах в два с половиной раза ниже, чем объемы их реализации», — отметил Владимир Колтович. Другими словами, работает «народный» экспорт. Что создает определенные проблемы. Вывоз валюты, неуплата налогов — экономическая беда, но с ней еще как-то можно было бы смириться, если бы не повышенные риски такого неформального перемещения препаратов через границу частными лицами на свой страх и риск. Кто гарантирует качество? А соблюдение условий хранения и перевозки? А лекарства — «мощные» химические вещества, опасные при неправильном применении.

Тимофей Нижегородцев заверил: проблема характерна в принципе для фармацевтического рынка. Аналогичная ситуация на границе с Кыргызстаном. Причины разницы цен и ассортимента зачастую чисто экономические. Если емкость рынка небольшая, то фармацевтическим компаниям невыгодно осуществлять поставки: из-за низких объемов продаж не компенсируются накладные издержки. Более того, международные производители предполагают: потребители всегда могут съездить в другую страну и купить там это лекарство. Проблема характерна для небольших государств. Но, как заметил специалист ФАС, даже емкости российского рынка недостаточно по некоторым позициям дорогих препаратов. И их точно так же возят в частном порядке из США или Европы. Один из выходов: предложение поставщикам некоей премии к цене, которая компенсировала бы невысокие продажи. Правда, сей механизм не всегда и не везде подходит исходя из социальных мотивов.

После введения референтного ценообразования на некоторые лекарства цены на большинство препаратов снизились.

Для Беларуси вопрос обеспечения поставок — нетривиальный. После введения референтного ценообразования возникли вопросы по 5 наименованиям препаратов. Запасы пока есть, беспокоиться не стоит. Ведутся соответствующие переговоры с поставщиками. Прорабатываются и другие механизмы. Но вопрос непростой, и необходимо взвесить все за и против.

Скажем, параллельный импорт. Вариант. Но самый крайний: возникает много вопросов по полному обеспечению безопасности таких поставок. Пристально необходимо оценить и проработать все возможные риски. Да, это крайняя мера. Но она существует. Как и некоторые другие механизмы, которые применяются в ряде стран.

Правда, такие инструменты обладают и определенной превентивной функцией: склоняют поставщиков и производителей к диалогу и поиску компромисса.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter