20 лет фильму «Матрица»

Фантастический блокбастер как урок философии

Сегодня эти времена кажутся почти былинными. 20 лет назад, когда интернет у многих еще ассоциировался с электронным скрипом и шуршанием ловящего сигнал модема, молодежную тусовку поглотила «Матрица». Фильм, полный почти хрестоматийных философских уроков, упакованных в понятный поколению жанр боевика. Фантастическая история отчаянной попытки людей, стремящихся вырваться из комфортного, но искусственного бытия, созданного машинами.



После загруженного годом ранее «Оскарами» ниже ватерлинии «Титаника» и вместе с ним слезных страданий по герою Ди Каприо «Матрица» явила совсем иной вид оскаровского кино. Ее стильные визуальные эффекты отразили не то, каким было прошлое, а заглянули в будущее. Как в прямом, так и в переносном смысле. Однако многие подростки, пришедшие лишь посмотреть, как ловко Киану Ривз уворачивается от града пуль, уходили из кинотеатров с вопросами про кроличью нору и заинтригованные так непривычно долгими для боевика рассуждениями о нереальности реального мира. Даже просто имена главных героев — Нео, Тринити, Морфеус — или название последнего оплота человечества — Сион — отправляли любопытных зрителей на поиск истоков философского фундамента, заложенного в сюжет. По горячим следам просмотра некоторые продвинутые преподаватели вузов даже проводили семинары об исторических, библейских или литературных параллелях фильма.

Сегодня модно по поводу и без рассуждать о возможностях визуализации, а то и монетизации виртуального мира. Будь то компьютерная игра, тренажер‑симулятор или поведение на бирже биткоина. Но готовы ли мы были понять апокалипсическую философию кода Матрицы тогда, 20 лет назад? Мы — лишь год тому пережившие потрясение от отголосков российского дефолта и с большим трудом вновь наполнявшие свои распотрошенные в одночасье кошельки. В год, когда нумерологи нагнетали страхи про конец света и запуганные обыватели с тревогой ожидали приближающегося финиша тысячелетия. На этом волнительном фоне главной техногенной проблемой виделся надвигающийся казус 2000 года. Считалось, что далеко не все компьютеры безболезненно переживут глобальную смену годового исчисления. А радостью стала наконец относительная доступность супермодной новинки — сотовых телефонов. В Беларусь в 1999‑м пришел стандарт GSM, и сотовые — вы не поверите — перестали быть дороже добротных автомобилей! Может быть, поэтому наш сермяжный народ после «Титаника» предпочитал окунуться в лубок «Сибирского цирюльника» Михалкова. Тогда как «Матрица» добралась до нас лишь в октябре, полгода спустя мировой премьеры, да и то реклама минского кинотеатра «Москва» гласила, что фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами! Вот уж точно кино для избранных — артхаус.

Не стоит строго судить тогдашних менеджеров кинорынка. В сценарий фильма, как говорится, не «въехали» сразу даже продюсеры Голливуда. Они выделили на, очевидно, весьма затратный боевик лишь 10 миллионов долларов. Каким получилось бы зрелище, остается только гадать, собственно, получилось ли бы вообще? Однако братья Вачовски пошли ва‑банк. Все изначально выделенные деньги вложили в первые десять минут фильма. В итоге погоня за облаченной в кожаный комбинезон сексапильной Тринити сняла все финансовые вопросы. А дальше нашлись место и время как для философских размышлений, так и для ультранавороченных спецэффектов, загадочно текущих по экранам зеленых символов да стильных темных очков без дужек…



Для Киану Ривза, как, впрочем, и для других актеров, «Матрица» стала визитной карточкой. Всей команде для общего понимания пришлось осилить книгу Жана Бодрийяра «Симукляры и симуляции», на популярном уровне объясняющую, что собственно есть реальность, а также пройти курс восточных единоборств под руководством Юэна Ву Пина. Известный хореограф боевых сцен, открывший киномиру Джеки Чана, потратил несколько месяцев, чтобы обучить актерский состав правдоподобно сражаться на камеру. Вообще, о сложности экшен‑сцен говорит простой факт — исполнители главных ролей Киану Ривз (Нео), Кэрри‑Энн Мосс (Тринити) и Хьюго Уивинг (агент Смит) получили серьезные травмы во время подготовки к съемкам.

Время летит стремительно. Сегодня, спустя 20 лет, «Матрицу» можно по‑прежнему воспринимать как обычный развлекательный фильм, а можно как притчу. Достаточно лишь вспомнить монолог агента Смита, назвавшего человечество болезнью планеты. Контроверсионное мнение? Так ведь день за днем, используя природные ресурсы, мы, фактически подобно вирусу, захватываем все больше и больше клеток своей жертвы. Парадокс, но в фильме глаголит эту мысль не какой‑нибудь эколог, а бездушная машина!

Собственно, и фантастика двадцатилетней выдержки уже во многом не фантастика. Виртуальные образы «Матрицы» в наши дни вполне реальны. Напоминает это скорее аттракцион вроде путешествия по улицам старого города, где виртуально воссозданы утраченные в настоящем мире здания, или, наоборот, прогулки среди фантастических строений далекого будущего, подобно той, где Морфеус ловил внимание Нео на блондинку в красном. Между тем в жизни наши виртуальные погружения оказались несколько иными. Несмотря на все многократные предупреждения писателей‑фантастов, сегодня мы по‑прежнему не боимся роботов и посланного ими агента Смита. Зато, уйдя в бескрайние просторы социальных сетей, общество именно там нашло себе удобный виртуальный мир — свою матрицу, совершенно далекую от насущных проблем и обыденности. Можно ли в этом наслаждении бояться порабощения искусственным интеллектом? Нужно ли? Сможет ли такое общество, уже сегодня глубоко погруженное в сгенерированный мир и порой бездумно верящее фейковым новостям, через несколько поколений создать фатальные для себя машины? Машины достаточно умные и в итоге способные окончательно отправить homo sapiens на свалку истории... До рождения нового Нео.

Время пули

«Матрица» прославилась спецэффектами. В этом фильме они достигли такого уровня, что перестали восприниматься зрителем собственно как спецэффекты. Прыжки, замедления, крушения выглядят совершенно реалистично. Для конца ХХ века — настоящий прорыв. Фактически после «Матрицы» в кино перестали ходить просто на компьютерную графику. Фильм застолбил за собой спецэффект, получивший название «время пули». Прием неновый, основанный на опытах еще фотографов, которые с помощью определенной расстановки камер и расчета времени срабатывания затвора добивались разноплановости кадров фазы одного движения. Благодаря компьютерам эта технология получила мощный стимул, а с ним и визуальный эффект. Первоначально сцену, в которой Нео уклоняется от пуль, планировали снимать по старинке, используя манекенов и обычные технические устройства. Однако после того, как впустую были потрачены километры кинопленки и израсходовано множество манекенов, было принято решение прибегнуть к компьютерной графике. Для этого была разработана специальная программа, которая после выхода «Матрицы» стала объектом мечтаний многих режиссеров.

ФАКТЫ 

• Чтобы отличить реальный мир и «Матрицу», создатели картины играли цветом. В реальности акцент сделан на оттенки синего. А чтобы показать, насколько мрачным является мир симуляций «Матрицы», в фильме для его отражения выбран давний компьютерный зеленый.

• В конце картины Нео произносит финальный монолог. Для Киану Ривза просто подвиг — ранее за всю актерскую карьеру он не произносил более 5 предложений подряд!

• В 2001 году во время подготовки к выходу сиквелов «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» Киану Ривз повеселил журналистов признанием о собственной компьютерной отрешенности. На вопрос одного из сетевых ресурсов: «Как часто вы пользуетесь интернетом?» — Ривз абсолютно искренне ответил: «У меня нет даже компьютера. Вачовски постоянно смеются надо мной: «Ты… Нео! И у тебя нет компьютера?!» На что я парирую: «Вот это и называется актерским мастерством!»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter