Фамильярности судьбы

За последнее время среди жителей Украины стало популярным менять свое ФИО на имена и фамилии известных политиков и артистов — Ющенко, Тимошенко, Орбакайте...
За последнее время среди жителей Украины стало популярным менять свое ФИО на имена и фамилии известных политиков и артистов — Ющенко, Тимошенко, Орбакайте... Многие считают, что, расставшись с неблагозвучной фамилией, можно повлиять на судьбу. Мол, имя накладывает отпечаток и на характер человека, и на карьеру, и на его личную жизнь. Немало украинцев внесли изменения в паспорт по религиозным убеждениям — Лившук Анна Павловна стала Небесной Анной Христовой, Ян — Иоанном. Были случаи изменения фамилии на Божья, Кришна, Гладун–Христовая. А какие фамилии выбирают белорусы?

...и комментарий

Поменять по собственному желанию имя, фамилию и даже отчество можно только с 16 лет. Конечно, для этого должны быть достаточно веские причины. Например, неблагозвучность или трудность произношения. Ну назвали вас родители Евлампиид или отчество у вас из 20 букв и все согласные!

— Например, обратилась к нам дама с фамилией Малолетка, — рассказывает ведущий специалист отдела ЗАГС Центрального района Минска Людмила Войцеховская. — Она занимала высокую должность, а фамилия зачастую мешала в работе, позволяя собеседникам относиться к ее словам несерьезно. Или, скажем, девушка решила вернуть свою добрачную фамилию, потому что фамилия супруга Сук, оказалось, не склоняется только в паспорте, а вот в устах людей звучит зачастую оскорбительно.

Если фамилия действительно неблагозвучная, заявителю предложат видоизменить ее. Например, Козел на Козлов или Козловский, Сорока — на Сорокин. Либо поменять на фамилию родственников — скажем, прапрадедушки. Впрочем, если вы решите из Толстых стать Толстой, то ваше желание вполне могут расценить как прихоть и отказать.

В ЗАГСе Октябрьского района Минска до сих пор помнят случай: лет 10 назад разрешили одному заявителю в порядке исключения взять двойное имя Виталий–Гиппократ, что его тем не менее не удовлетворило и с просьбой о перемене имени и фамилии он приходил каждые полгода. Обращалась и мама с несовершеннолетней дочкой Ольгой, которая со слезами умоляла переименовать ее в Афродиту. Но ее заявление в городском управлении юстиции не приняли. Периодически в ЗАГСах появляются и желающие изменить фамилию по религиозным убеждениям. Таким чаще всего тоже отказывают. По мнению заведующей отделом ЗАГС Октябрьского района Минска Галины Астаховой, дай волю — наверное, все вокруг уже давно были бы Шереметьевыми да Морозовыми.

— В прошлом году только одна девушка выбрала произвольную фамилию: из Мухли превратилась в Корневу, — рассказывает Людмила Войцеховская. — В основном же предпочитают зваться так, как звались родственники. Скажем, Лишай взяла добрачную фамилию матери Иванова. Года три назад одна дама пожелала именоваться на немецкий манер, в чем ей отказали. А вот чтобы выбирали имена известных людей, за 20 лет работы не помню ни одного случая. В начале 90–х годов одна девушка из неблагополучной семьи решила стать Пугачевой, но абсолютно не связывала этот шаг с Аллой Борисовной.

Впрочем, по причине неблагозвучности меняют фамилию не более 10 процентов всех желающих. Основной же аргумент — желание носить общую фамилию с супругом или вернуть добрачную после развода, если об этом не было заявлено при расторжении брака. Кстати, ежегодно только в Минске около 20 мужей предпочитают перейти на фамилию супруги.

— Мода называть в честь известных людей существует, но она сказывается не на фамилиях, а на именах, — считает заведующая отделом ЗАГС Московского района Минска Наталья Баранова. — Так было всегда. Полетел Гагарин в космос — всех мальчиков тут же начали называть Юрами. Появился певец Юлиан — и это имя сразу же перестало быть редким. Впрочем, сегодня опять модно имя Ульяна, правда, его уже никто не связывает с Лениным.

Если же владелец решает сменить вполне пристойную фамилию, то сотрудники ЗАГСа в обязательном порядке наводят справки в паспортно–визовых службах. И, как правило, выясняется немало интересного: отказали, положим, гражданину во въезде в какую–либо страну или в розыск подали — и он сразу решил «переименоваться», скажем, взять фамилию любимой бабушки. Тяга к перемене фамилии нередко появляется у злостных алиментщиков, уклонистов от военной службы. Правда, новые инициалы от долгов не избавят и старых ошибок не сотрут. Хотя, не исключено, могут стать стимулом для самосовершенствования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter