В руках Дмитрия Лялько из Вороново дерево превращается в храмовые скульптуры

Фамильный вензель на дереве

НАЙТИ на одной из улиц Вороново родовое гнездо Дмитрия Лялько, доставшееся ему от деда и переделанное внуком на новый лад, можно и без сопровождающего, слишком оно выдает хозяина-умельца. Ворота, крылечко с резными завитками, на дворе горы древесины, не предназначенные для топки. «Это мастер на все руки, всю домашнюю мебель сделал сам, — говорит заведующая сектором идеологической работы и по делам молодежи Вороновского райисполкома Лилия Сидорович. — Нет ни одного праздника, чтобы он не выставлял свои работы. Все деревянные скульптуры, которые приходилось дарить кому-то от района, тоже он создал».


СНАЧАЛА хозяин ведет по комнатам, показывая эксклюзивную мебель, оценить которую сложно. Даже на кухонных стульях с высокими вычурными спинками стоит фамильный вензель. Дмитрий пояснил: у рода Лялько есть корни, уходящие в глубь веков. Но вот сама идея обустройства семейного гнезда при помощи рук, топора, пилы и резца возникла случайно. 

Как-то в гости приехал знакомый польский антиквар. Осмотрев дом, выдал: «Странные вы люди. Заборы у вас из натуральных досок, а мебель — из опилок…» Так и появились столы, кресла, тумбочки, шкафчики, трельяж, комоды, кровати… При этом мастер признается, его способности, проявленные еще в детстве, дали о себе знать гораздо позже:

— Как ни странно, но уроки труда категорически не любил. Не хотел работать с инструментами, выполняя программное школьное задание. На станке за все время учебы даже ручку не выточил. Тянуло к чему-то своему, особенному. Окончив вороновскую школу, поступил в Мирское реставрационно-художественное училище. Потом была армия, после нее успел немного поучиться в «театралке» на искусствоведческом отделении. В 1992-м пошел работать в школу в Германишки. Вел шесть предметов, включая труды и рисование. В деревне учитель — профессионал во всем. Вместе с детьми оформил школьный колодец с резными совами, кабинеты, таблички… Школа та давно закрыта. Некоторое время набивал руку в реставрационной фирме за границей. В 1999-м вернулся домой в Вороново.

Талант у сына от отца Ивана Степановича. Тот был инженером, а рисовал карандашом так, что не каждый профессионал сможет. Даже Сталина нарисовал, потом не знали, куда повесить этот портрет. До сих пор в семейном альбоме хранятся старые рисунки. А Дима в младших классах из пластилина вылепил маленькую скульптуру Ломоносова:

— Все школьные уголки были оформлены с его участием,  — рассказывает мама Мария Владимировна. — Пластилин из рук не выпускал, создал целую армию солдат. Первой деревянной скульптурой был ангелочек, его вырезал уже после окончания училища. 

И сейчас привезут ему колоду, а из нее нужно сделать человека. То к «Дажынкам» просят кого-то выстругать, то к празднику города, то в костел…


РАБОТАЕТ мастер чаще всего с липой и орехом. Первая наиболее мягкая и податливая, у второй особенные цвет и текстура. Скульптуры для парка и костела вырезает из дуба. В большой мастерской Дмитрий сейчас работает над скульптурой католического святого Жана Батиста Мари Вианней по заказу священника одного из костелов района.

В доме целая художественная галерея. Признаюсь, в таком сложном для моего понимания художественном направлении, как абстракционизм, совсем не разбираюсь. Мне как простому человеку, хотя и не обделенному фантазией, ближе пейзажи, натюрморты, портреты. Поэтому на картины Дмитрия, выставленные в одной из комнат его дома, смотрела долго. Сам автор считает это высоким искусством:

— «Черная дыра», «Титан», «Затмение», «Юпитер»… Люблю Василия Кандинского, он очень сильный художник. Во всем ищу что-то свое. Но масштабного спроса не было и нет. Люди не готовы покупать авторскую картину за 100 рублей, лучше возьмут за 30 репродукцию. На моих работах миллионером не станешь, особенно в малых городах. И не будет обычный человек покупать мебель из натурального дерева, она дорогая. Так что для меня это не заработок, а скорее любимое увлечение. Есть основное место работы — педагог дополнительного образования районного Центра творчества детей и молодежи. Творю, только когда очень хочется. Есть настроение, берусь за резьбу или картины. В 2009 году с приятелями организовали при костеле Святых апостолов Симеона и Иуды Фаддея христианскую музыкальную группу «Эйрэнэ».

Есть ли любимое творение у Дмитрия Лялько? Ответил однозначно: дети Эвелина и Мирослав. Правда, сын далек от резьбы и рисования, больше тянется к современным гаджетам. Зато дочь унаследовала творческую жилку и гордится своими многочисленными дипломами.

СПРАВКА «СГ»

В Вороновском районе 24 мастера по вышивке, вязанию, резьбе и выжиганию по дереву, ткачеству, лозоплетению, корзиноплетению и изготовлению панно. 87-летняя ткачиха из агрогородка Погородно Станислава Викентьевна Михно — народный мастер Беларуси.

chasovitina@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter