Наш корреспондент побывал в украинском селе, в котором живут три тысячи однофамильцев

Фамильные ценности

Каждое летнее утро для Анны Полюхович из украинского села Серники начинается одинаково. Подъем — в шесть утра. Пока не начало припекать солнце, сельчанка работает в огороде. Затем готовит завтрак для трех внуков-школьников, которые приехали на летние каникулы из Ровно. Пацаны просыпаются ближе к 11.00. Покончив с домашними делами, Анна Полюхович идет в гости к соседке. Здесь собирается целая компания: Ольга, Любовь, две Марии. И все — Полюховичи. Однофамильцев в Серниках невероятно много — почти три тысячи. Корреспондент «Р» отправился в Ровенскую область и побывал в уникальном селе, которое находится всего в пяти километрах от белорусской границы.

В Серниках живут 3500 человек. У 80 процентов сельчан фамилия – ПОЛЮХОВИЧ.

«В какую хату ни зайди…»

— От, расскажу вам такую историю, — Ольга Васильевна подливает в чашку остывший чай. — Свояк у меня был — Василий Васильевич. В конце 1980-х он поехал на заработки куда-то в Россию и там подружился с одной семьей. Прошло несколько лет, россияне решили отыскать Василя, но его адреса не знали. Только название деревни. Прислали письмо: «Украина, Ровенская область, деревня Серники. Василию Полюховичу». Они ж не в курсе, что мужиков с таким именем и фамилией у нас десятки, если не сотни! Но ничего, кинули клич по селу, нашли того самого…      

В одной части села по соседству друг с другом живут двенадцать Василиев  Васильевичей Полюховичей. Различают их по уличным прозвищам. Иначе — никак. Многие серничане гордятся своими вторыми именами. Например, Кашевары. Их дед когда-то был поваром в армии. Так и повелось. А есть еще человек по прозвищу Двойка. Когда он был школьником, в одном классе с ним учился полный тезка. К именам ребят добавляли «первый» и «второй». Так и появилась Двойка. Прижилась.

Истории о Серниках и Полюховичах Ольга Васильевна вместе с подругами может рассказывать сутками. Когда в одном месте живут три тысячи однофамильцев, казусов не избежать: 

— Как-то одна жинка нашла упавшую с дерева колоду. Она оказалась без меда, совсем старая. В общем, сгодилась бы разве что на дрова. Кинула колоду на телегу и поехала домой. По пути титку остановили сотрудники милиции — молодые мальчишки, не местные. Может, стажеры. Забрали в райцентр, чтобы разобраться, что к чему. Спросили фамилию — жинка ответила: Полюхович из Серников. Улучив момент, она оставила ту колоду и уехала домой. Милиционеры стали ее разыскивать. Позвонили в сельскую раду. Спросили, где живет женщина по фамилии Полюхович. Ну, им и рассказали, что везде. У нас в какую хату ни зайди — попадешь к Полюховичам.   

Валентина ПОЛЮХОВИЧ.

Семь кандидатов и пятеро Полюховичей

В здании сельской рады тоже сплошь Полюховичи. Читаю надписи на дверях кабинетов: сельский голова Василий Иванович Полюхович, землеустроитель Иван Ильич Полюхович, секретарь Надежда Николаевна Полюхович. Выбивается из этой антропонимической идиллии только главбух Ирина Степанович.

— Из 13 сотрудников сельской рады только у меня одной другая фамилия, — смеется Ирина Ивановна. — Белой вороной я себя не чувствую. Скорее, особенным человеком, который слегка разбавляет обилие Полюховичей.

Главный бухгалтер говорит, что особых неудобств в работе не испытывает. Даже полные тезки отличаются идентификационными номерами, адресами, датой рождения. Хотя ошибки случались:

— Однажды лично я напортачила — перечислила зарплату Татьяны Николаевны Полюхович ее полной тезке. А в остальном…  Не первый день здесь живем и работаем. К тому, что у 80 процентов жителей Серников одна и та же фамилия, разумеется, все привыкли и не обращают на это никакого внимания. 

Во время прошлых местных выборов на пост главы сельской рады претендовало сразу семь человек. У пятерых из них фамилия Полюхович. Двое кандидатов были полными тезками — Иванами Ивановичами. В списках избирателей — та же картина. Открываю первую попавшуюся страницу. Из двух десятков человек только у одного фамилия, отличная от других.  

В списках избирателей – сплошь ПОЛЮХОВИЧИ.

— Конечно, у нас постепенно появляются новые фамилии, как и имена. Раньше самыми популярными были Иван, Васыль, Мария. Сейчас детей называют по-другому: Данила, Злата и так далее, — говорит Мария Ивановна Полюхович. В сельской раде она работает больше полувека и знает каждого из 3500 жителей Серников.  

Мария Ивановна раньше занимала пост главного бухгалтера. Однажды в Серники приехала проверка. Больше всего инспектора заинтересовало начисление заработной платы:

— У меня поинтересовались, сколько раз я начисляю себе зарплату. Дело в том, что в ведомости мои Ф.И.О. значились трижды. В то время у нас действительно работали три Марии Ивановны. Кроме меня, это библиотекарь и техничка. Когда проверяющие разобрались, что к чему, они были очень удивлены. Согласитесь, нечасто встретишь в одной организации трех человек с одинаковыми фамилиями, именами и отчествами. И при этом они даже не являются родственниками. 

Зато местным девушкам, которые выходят замуж, как правило, не приходится менять фамилию. Например, Мария Ивановна и до замужества была Полюхович. Ее дочь также вышла замуж за Полюховича. Сын взял в жены девушку с фамилией Полюхович…

Мария ПОЛЮХОВИЧ.

Два берега одного села

Еще одна особенность Серников — деление на «шляхту» и «мужиков», которое сохранилось до сих пор. Теперь оно не столь радикальное, как прежде, но все же. «Шляхта» живет на одном берегу реки, «мужики» — на противоположном. 

— Раньше «мужики» из Нового села не могли даже на танцы попасть, потому что через реку их просто не пускали, — вспоминает Мария Ивановна. — А когда в Пинск ехали, то «мужиков» отказывались через Стырь на лодках перевозить. Было и такое.

Если «шляхтичи» ловили «мужика», то они давали ему спичку и заставляли измерять расстояние от начала моста до конца. «Мужики» со «шляхтой» тоже не церемонились. Доходило до рукоприкладства. Теперь такой напряженности в отношениях нет и близко. Мария Ивановна смеется, рассказывает, что с тех пор у местной «шляхты» сохранилась разве что особая стать:

— Зайдэшь до цэрквы и видразу бачыш — стоить нэ нашэго сэла людына. Нэ нашого «производства». Нашы дэржать марку. Жинкы убыраются трошкы пафосно, як на дэмонстрацию. Потрибно побачыты, щоб зрозумиты, про що говорю.

В Серниках много детей. В школе занимаются 440 ребят. Местный детский сад переполнен

Вместо отпуска — «на Питера»

Серники производят приятное впечатление. В деревне работают 13 магазинов, есть аптека, ФАП, ресторан, новенький детский городок, строится амбулатория. Главное — растут новые добротные дома. В местной школе учатся 440 ребят. Детский сад переполнен, его посещают почти 100 малышей. В центре Серников работает отделение Ощадбанка. Другие села Заречненского района такой роскошью похвастать не могут.

— Было дело — отделение хотели закрыть, но его удалось отстоять, — рассказывает посетитель Николай Полюхович. — Тут и местным работникам банка бывает трудно добиться толку с именами, фамилиями, адресами, а в районе начнется и вовсе сплошная путаница. В общем, с этими доводами согласились.   

Самая большая проблема в Серниках — отсутствие работы. Еще два года назад многие добывали янтарь, но теперь этот промысел сошел на нет. Местные мужики ездят на заработки в Киев, а также «на Питера», то есть в соседние страны: в Россию, Польшу, Венгрию, Беларусь. Возвращаются осенью. 

— У нас так сложилось, что семьи обеспечивают только мужчины. А жинки… Жинки — для печи и для ночи, — смеется Мария Ивановна Полюхович. — Так было, так остается. В моей молодости хлопцы ездили на заработки в Пермь, Курган, Тюмень. Сейчас тоже ездят, но не в Тюмень, поближе. Недавно мужики из соседней деревни на двух микроавтобусах отправились работать в Венгрию. Благодаря трудолюбию наших хлопцев в Серниках всегда жили неплохо. Например, в советское время по вкладам на душу населения мы занимали первое место в Ровенской области.

Сернинские ПОЛЮХОВИЧИ гордятся своей фамилией и собирают все, что так или иначе связано с этим древним родом.

Полюховичи — народ предприимчивый 

Напротив сельской рады — главная местная достопримечательность — деревянная церковь, которую построили 200 лет назад. В годы борьбы с религией ее собирались сжечь. Храм удалось отстоять. По иронии судьбы один из активистов, которому предстояло совершить поджог, позже получил церковный сан. Такие вот метаморфозы.

Чуть дальше — сельская школа. Здесь уже начался ремонт, в коридорах пахнет краской. С директором Валентиной Ивановной, разумеется тоже Полюхович, идем вдоль кабинетов. Читаю имена классных руководителей: Роза Михайловна, Любовь Яковлевна, Полина Ивановна, Мария Николаевна, Анатолий Николаевич, Валентина Васильевна… Все Полюховичи. Директор школы открывает классный журнал 11-го «А». В списке — 18 ребят. С другими фамилиями — только четверо.   

— Распространенная ситуация: в одном классе учатся несколько ребят с одинаковыми фамилиями, именами и отчествами. Тогда их называют «первый», «второй», бывает и «третий». Если говорить не о школе, а в целом о Серниках, то ситуацию спасают «прізвиська». Например, по маме я Маринарж, потому что мой дед служил в польском флоте. А по отцу — Березун. Когда-то дом их семьи стоял в березняке. Оттого и пошло. В школе, разумеется, уличные прозвища неуместны, приходится использовать числительные. Проблем это не вызывает.

— У всех завучей местной школы тоже одинаковая фамилия. До недавних пор в педагогическом коллективе было три Василия Ивановича, две Марии Николаевны и две Марии Ивановны. Чтобы не было путаницы, к именам добавляют приложения: учитель математики, например, или физики. 

Валентина Ивановна Полюхович возглавляет школу более 15 лет. Своими коллегами и учениками она гордится:

— У нас самая сильная школа в Заречненском районе. Уступаем только гимназии. В этом году пятеро наших ребят заняли призовые места на областных предметных олимпиадах. Недавно проводили школьное мероприятие «Звездный олимп», награждали лучших учеников, учителей, которые добились успехов на различных конкурсах и олимпиадах. Церемония заняла два часа — так много у нас талантов!

В Серниках находится женский монастырь Волынской иконы Божией Матери.

Самые популярные профессии у молодых Полюховичей — юрист, экономист и врач. Ребята поступают в вузы Ровно, Киева, Харькова, Тернополя. Раньше лучшие выпускники мечтали о карьере учителя, теперь таких единицы. Многие после окончания вузов возвращаются на малую родину, несмотря на сложности, которые здесь поджидают.

— Как бы то ни было, Полюховичи да и вообще жители Серников очень трудолюбивые и предприимчивые люди, — говорит Валентина Ивановна. — Даже школьники стараются заработать. Случается, что этот «бизнес» идет в ущерб урокам, но такие факты стараемся пресекать. Сейчас, например, ребята собирают корни калгана, одуванчика, окопника и сдают заготовителям. Неплохо зарабатывают. В прошлом году был ученик, который занимался добычей янтаря. Купил помпу, нанял людей, платил им зарплату, а сам ходил в школу. Такой у нас народ — даже если работы нет, то люди сами найдут, как заработать.  

На обратном пути мне повстречалась бабушка в цветастом платке. Опираясь на палку, она куда-то торопилась. Предложил подвезти. Бабуля не отказалась. 

— Вы тоже Полюхович? — поинтересовался. Ответ, в общем-то, был заранее понятен, просто была надежда на то, что он будет каким-то другим. 

— Конечно. Я всю жизнь в Серниках прожила. Одинаковых фамилий и имен мы не чураемся. Наоборот, гордимся. У нас больше полусотни Иванов Ивановичей и примерно столько же Василиев Васильевичей. А Марий — так вовсе полсела. Такая особенность наших Серников. Но и всем другим людям мы рады. Главное ведь в человеке не то, что у него в паспорте, а то, что в сердце. 

КСТАТИ

Основой фамилии Полюхович послужило мирское имя Полюх — степной тетерев. До введения на Руси христианства наречение ребенка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространенной традицией. Давая младенцу такое имя, как Полюх, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребенка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделена эта птица. 

По другой версии, фамилия Полюхович восходит к мужскому имени Полюха. Оно может быть уменьшительной формой крестильных имен греческого происхождения Поликарп (в переводе с древнегреческого — «плодородный», «многоплодный»), Ипполит («распрягающий коней»), Полиевкт (от греч. «поли» — «много» и «евхос» — «слава»).

Практика давать ребенку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное, удерживалась вплоть до XVII века и привела к тому, что фамилии, образованные от мирских имен, составили значительную часть от общего числа славянских фамилий. 

Полюховичи (польск. Poluchowicz) — польский, литовский, украинский, белорусский дворянский род герба Наленч, происходящий от Луциана Полюховича (Јucjan Poluchowicz), выходца из Мазовии. Первое упоминание о роде относится к 1458 году из книги Дрогицкого суда. Предки рода сначала жили в подляшском городе Соколув-Подляский (ныне город входит в состав Мазовецкого воеводства). Затем перебрались в Мазовию. Сначала считались крестьянами, получившими землю. В 1526 году за добросовестность и за активную защиту угодий от посягательства волынского князя Чарторыйского им присвоили статус боярства, а также они получили дополнительные угодья. В 1537-м эти привилегии были подтверждены польской королевой Боной, и она их удостоила статусом шляхетства. В 1549 году Луциан Полюхович и еще четверо его братьев построили имение и заложили село Серники.  

losich@sb.by

Фото автора и ukrainer.net
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter