В поисках утраченного: деревня Бочейково Бешенковичского района на старинных открытках и фотографиях

Фамильные ценности

Деревня, которая ныне находится в Бешенковичском районе Витебской области, расположена на берегах реки Улла, которая впадает в Западную Двину. Сегодня это скромное местечко, а несколько веков назад слава о нем гремела далеко за его пределами. Прогуляемся по его тихим улочкам вместе и попробуем заглянуть в комнаты великолепного некогда бочейковского дворца.

Бочейково. Дворец. Начало ХХ века.

Деревушке повезло с расположением. Так как находилась она на главной и кратчайшей дороге в Витебск, на судоходной Улле, российский император Николай I строил планы о возведении здесь огромной крепости. Проект был составлен, но так и не был осуществлен. Зато позже здесь появятся роскошные дворец, усадьба и парк. 

Впервые в письменных источниках деревня упоминается в 1460 году как собственность князя Ямантовича. Позже имение принадлежало его наследнику князю Ямантовичу-Подберезскому. Потому как детей у него не было, после его смерти начались судебные разбирательства о наследстве между вдовой и сестрой князя. В итоге право владения усадьбой перешло к сестре. Затем Ульяна отсудила и другие владения брата. Со временем хозяйка распределила имущество на своих троих сыновей. С тех пор имение и деревни по берегам Уллы стали принадлежать роду Цехановецких.

Бочейково. Вид на дворец и парк. Начало ХХ века.

В 1769 году в Бочейково ожидали приезда короля Речи Посполитой Станислава Августа. По этой причине довольно быстро здесь был построен обширный одноэтажный каменный дворец в стиле классицизма. Проект разрабатывал итальянский архитектор. Дворец, как и все хозяйство, подробно описан в монографии Владислава Цехановецкого «Хроника одного поместья» (Петербург, около 1905 г.), в которой говорится, что уже в 70-х годах XVIII века в Бочейково и прилегающих деревнях действовали суконная фабрика, мастерские по изготовлению оружия, карет, мебели, стекла, глиняной посуды. Работали там в основном местные крестьяне, а руководили процессом опытные мастера. Слава о них распространялась далеко за пределы деревни. Дело в том, что они по приказу своих хозяев относились к нанятым на работу с уважением, что было редкостью во времена крепостного права. 

Бочейково. Дворец со стороны парка. Начало ХХ века.

Заглянем внутрь дворца. Узнать о том, каким он был, сегодня можно только из исторических источников и редких фотографий. Стены комнат были украшены фресками, картинами и портретами князей. В кабинете хозяина, например, стояла такая мебель: старый письменный стол из красного дерева, большой стол из красного дерева с откидными досками, четыре книжных шкафа в стиле Людовика XVI с многотысячным собранием по истории и беллетристике, массивные кресла из красного дерева, инкрустированные и декорированные бронзой комоды, белый секретер со стеклянной посудой. Убранство дополняли белые часы с раскрашенным гербом, гобелен с гербами XVIII века, старое оружие, а также акварели и фотографии. По всему дворцу стояли мраморные скульптуры итальянской работы, была большая коллекция гербовых бокалов, гобеленов, старинного оружия.

Бочейково. Домик прислуги. Начало ХХ века.

Но все это не сравнится с великолепием комнаты, где, как ожидалось, должен был остановиться Станислав Август Понятовский. Не зря его «пакой» прозвали королевским. Помещение было разделено двумя колоннами.

В глубине под красным балдахином находилось огромное ложе. Короля оно так и не дождалось. А вот по легенде, которую сложили позже, на нем мог отдыхать Наполеон Бонапарт, который тоже приезжал сюда погостить еще до 1812 года. Как считают историки, на самом деле в бочейковском дворце останавливался его пасынок — вице-король Италии Эуген.

Бочейково. Кабинет. Начало ХХ века.

Были во дворце и бальный зал, и архивные комнаты. Чего стоил только паркетный пол в будуаре! Для узора использовали более трех десятков разных пород дерева. Внутри «падлогi» имелся тайник. Комнату украшала мебель XVIII и XIX веков, акварели и гравюры. Особую ценность представлял семейный архив, содержавший документы по истории Беларуси. Среди самых любопытных материалов — переписка Александрины Цехановецкой с французским писателем Оноре де Бальзаком, русским царем Александром II и шведским королем Оскаром II.

Представители рода Цехановецких на протяжении столетий занимали важные государственные и общественные посты, занимались благотворительностью. К примеру, в начале 1890-х на средства Феликса Цехановецкого в Витебске был построен городской водопровод.

В середине XIX века в Бочейково насчитывалось 136 мужчин, к владению относились более десяти деревень — Богданово, Вольковщина, Дятлы, Женосеки и другие. В Бочейково было 29 дворов, больница, школа, ветряная мельница, торговые ряды, рынок, проходило три ярмарки в год. На главной площади местечка стояла униатская церковь.

Бочейково. Церковь. Начало ХХ века.

Незадолго до Первой мировой войны Цехоновецкие отправили свои сокровища в Москву с целью сохранения, но вернуть их назад не удалось. Сам дворец и парк во время лихолетья не пострадали. После революции во дворце находился детский дом. Во время Великой Отечественной дворец был сильно поврежден пожаром и позднее разрушен.

С 1930-х годов Бочейково стало центром колхоза. В 1970-м здесь проживали 918 жителей, насчитывалось 238 дворов. Действовали цементный завод, две школы, дом культуры, библиотека, аптека. 

В настоящее время от пышной резиденции сохранились только часть парка и хозяйственные постройки. На одной из них установлена мемориальная доска с упоминанием имен пяти представителей рода Цехановецких с благодарностью «людям, которые прославили эту землю».

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ­ЛИХОДЕДОВА. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter