Семейное дело: в юниорской сборной по гандболу выступают сыновья известных в прошлом игроков

Фамильные скрепы

Стартовавший вчера в Тбилиси чемпионат Европы по гандболу в дивизионе «Б» среди спортсменов не старше 18 лет для наших гандболистов крайне важен. Если белорусам удастся пробиться в элитный дивизион, то на следующих континентальных первенствах в сильнейшей лиге будут играть сразу две наши сборные — U–20 и U–18. Главный тренер команды Олег Шарейко говорит: «На чемпионате Европы среди спортсменов до 20 лет, который недавно прошел в Македонии и на котором мы завоевали серебряные медали, в составе сборной выступали 12 ребят из тех, кто сейчас отправился на первенство в Тбилиси. Ребята, хоть и были младше по возрасту, чем их соперники (причем некоторые не на два, а на три и даже на четыре года), проявили себя в Скопье хорошо. Претензий к ним нет — старались все. Конечно, обидно, что проиграли в финале, но это хороший опыт для парней. И сейчас ставим перед собой задачу выступить хорошо».

Если присмотреться к составу, который готовился к чемпионату Европы в Тбилиси, в нем можно увидеть знакомые фамилии. Например, Климовец, Плюто... Эти парни — продолжатели династий: сыновья игроков, которые в свое время защищали честь минского СКА и национальной сборной.

Андрей Климовец
ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО


Владимир Климовец
Андрей и Владимир Климовцы почти одновременно пришли в гандбол. Вместе играли в команде училища олимпийского резерва, потом, в 1990–е годы, в минском СКА и национальной сборной. Но их дороги разошлись: Андрей отправился в Германию и сменил спортивное гражданство, Владимир остался в Беларуси, и на чемпионате Европы 2008 года они оказались по разные стороны площадки. Сейчас Андрей работает тренером в немецком «Пфорцхайме», Владимир — в «Гомеле». У обоих братьев есть сыновья: у Андрея — Александр, выступающий за сборную Беларуси U–20, у Владимира — Андрей, играющий за U–18.

Андрей Климовец в 16 лет уже вымахал до 202 сантиметров. На вопрос, настаивал ли папа на том, чтобы сын стал гандболистом, отвечает:

— Папа не заставлял, он дал мне право выбора. В детстве я полгода занимался плаванием, потом отец предложил попробовать себя в гандболе. Признаюсь: понравилось не сразу, но отец, несмотря на то, что получалось не все, подбадривал, и через полгода я решил остаться в этом виде спорта и захотел добиться в гандболе таких же высот, как папа или дядя.

К тому времени как Андрей ступил на гандбольную площадку, его отец Владимир игровую карьеру завершил и переквалифицировался в тренеры. Среди его воспитанников оказался и сын.

— Никаких поблажек папа не делал, — вспоминает Андрей. — Я тренировался как все. Он мог где–то подсказать, а где–то и прикрикнуть, но только за дело. Конечно, в команде знали, что он мой отец. Сейчас, когда меня привлекают к мужской команде «Гомеля», ребята иногда подкалывают, но я к таким шуткам отношусь спокойно.

Возможно, через несколько лет династия гандболистов Климовцов разрастется еще больше — у Андрея подрастает младший брат. Ему всего 2,5 года, и пока он большее предпочтение отдает машинкам, чем мячам. Кажется, ему предопределено стать высоким — мальчик родился ростом 59 сантиметров. А его старший брат продолжает:

— Папа шутит, что его надо сделать левшой, а то у нас в стране дефицит таких игроков. Правда, он уже все правой рукой берет, так что, видно, план не удастся реализовать. А вот я в детстве был левшой, но бабушка меня переучила. Папа злился, но что поделать.
Андрей Климовец

До прошлого года Андрей Климовец учился в спортивной школе и тренировался в команде 2000 года рождения с ребятами, которые были на год старше. Потом перешел в училище олимпийского резерва и стал выступать за взрослую команду «Гомеля» — в дубле провел всего шесть матчей. В ближайшее время клубную прописку не сменит — контракт рассчитан еще на два года. А в будущем, признается молодой гандболист, ему хотелось бы играть в Германии, как дядя:

— Считаю, что там сейчас самый сильный чемпионат. Конечно, хотелось бы поиграть за границей. Когда мы были на чемпионате Европы U–20, разговорились с ребятами с Фарерских островов. У них население около 50 тысяч человек, из них 15 тысяч занимаются гандболом, есть 90 мужских команд. А в нашем чемпионате их всего шесть.

На вопрос, завидует ли он двоюродному брату Александру, играющему за одну из команд немецкого «Пфорцхайма», отвечает, что нисколько — и он своего добьется со временем. К слову, общаются братья нечасто. Иногда, когда созваниваются их отцы, могут поболтать, говорит Владимир Климовец:

— Мы с братом поддерживаем отношения, как–никак родные люди. Сына Андрея тоже не раз привлекали к молодежной сборной Беларуси. Будем надеяться, что он со временем тоже пробьется в бундеслиге. Дочка Андрея Аня, кстати, тоже играла в гандбол, но потом закончила. Сейчас получает образование, параллельно с учебой подрабатывает.

Александр Климовец

Владимир Климовец, сравнивая себя в 17 лет с сыном, говорит: оба в его возрасте попадали в сборную, так что идут на равных. И желает ему только одного: чтобы добился больших успехов, чем отец. Тем более характер это позволяет:

— Дома он тихоня, но на площадке среди сверстников заводила. Думаю, поведет за собой ребят и на чемпионате Европы. А в «Гомеле» ему, конечно, непросто: он молод, но играть со взрослыми — отличный опыт для него. От взрослых гандболистов он наберется опыта куда быстрее, чем тренируясь со сверстниками.

Виктор Плюто
Вместе с Андреем Климовцом к чемпионату Европы в Тбилиси готовились Никита и Максим Плюто. Их отец Виктор в свое время тоже был игроком минского СКА, но после уехал в Германию, где и обосновался. Сейчас его работа не связана с гандболом, но потренировать своих сыновей он успел. Парни рассказывают:

— Папа был строгим тренером. Он и сейчас не остается в стороне от наших тренировок. После каждого занятия созваниваемся, спрашивает, что мы делали, интересуется успехами. Потом просматриваем видеозаписи матчей, и папа показывает, где могли сыграть лучше.

Несмотря на то что выросли Никита и Максим в Германии, они отлично говорят по–русски. Это основной язык в их семье, но между собой парни чаще всего разговаривают по–немецки. Поскольку в юниорской команде «Мельзунгена» с ними работает белорусский тренер Георгий Свириденко, упражнения, предложенные тренерами во время сбора перед континентальным первенством, для них были не новыми:

— Георгий Свириденко тренирует нас по белорусским методикам. У других тренеров в Германии работа строится иначе. Там в принципе система подготовки гандболистов отличается: при каждой крупной команде, например, есть интернат, где живут молодые игроки. Нам в «Мельзунгене» два года назад купили клубный дом, где мы живем с девятью другими парнями. Обед нам готовят, завтраки и ужины — самостоятельно. Сами убираем, стираем, следим за расписанием. Часто ездить домой не получается — интернат находится в 500 километрах от дома, и на дорогу на поезде надо потратить восемь часов.

Максим и Никита — двойняшки. Никита старше брата на одну минуту. Есть у них и младший брат, которому недавно исполнилось девять лет. Он уже тоже в спорте. Пока занимается футболом и гандболом, но признается, что гандбол ему нравится больше.

Максим и Никита Плюто
ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО

Вчера наши парни начали борьбу за выход в элиту матчем против команды Греции. Сегодня сыграют со сборной Грузии, потом — Финляндии и Италии. Андрей Климовец о задачах на турнир говорит так:

— Мы хотим выиграть и дать возможность и ребятам, которые сейчас на два года младше нас, играть в элитном дивизионе с сильными сборными — Данией, Францией, Германией. И сделаем в Тбилиси все для этого!

tanyapast91@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter