Фамильная гордость

На самом юге Беларуси, на границе с Украиной, разместился Ельский район — по–своему интересный, примечательный уголок Полесья.
На самом юге Беларуси, на границе с Украиной, разместился Ельский район — по–своему интересный, примечательный уголок Полесья. Скромный и неприметный внешне, он предстает перед внимательным исследователем краем самобытным и щедрым своими обычаями, честными, гордыми и трудолюбивыми людьми.

Григорий ЦИК, заместитель председателя Ельского райисполкома: «Впервые Ельск стал известен в XVI веке как одно из владений старинного французского рода Спадов.

В разное время территория района входила в состав Киевской Руси, Речи Посполитой, Российской империи. О тех временах в современном Ельске свидетельствует памятник архитектуры — Свято–Троицкая церковь, построенная в 1780 году.

Два тяжелейших испытания на прочность выдержал район только за минувшее столетие. Великая Отечественная война унесла более 5 тысяч жизней; после чернобыльской трагедии было полностью отселено

9 деревень. Но время на Ельщине не останавливалось ни на минуту, вписывая в историю района неповторимые дни, месяцы, годы...»

130 лет назад нынешний микрорайон Ельска, где расположено ведущее промышленное предприятие района и единственное специализированное в стране — мебельная фабрика по производству стульев, — был хутором. Два брата, сыновья лесника Лукаша Товарницкого, отсудили у помещика Кукуранова в урочище Глинное по 5 десятин земли. Построили отдельные хаты с хозяйственными постройками, сторожили панский лес с вековыми соснами и дубами, растили детей. Братья Товарницкие не имели прямого отношения к зарождению здесь лесопильного дела, но без них не было бы Глинного хутора, а без него, возможно, и мебельной фабрики, в истории которой далеко не последнюю роль играют родовые династии.

В 1925 году братья Наум и Трофим Гутманы на базе полуразрушенного за время гражданской войны лесопильного завода, построенного предприимчивыми купцами, организовали артель «Пиляр», позже громко переименовали ее в «Красный Пильщик». Работала пилорама, и было налажено кирпичное производство. Первый стул здесь собрали только через четверть века, когда артель стала мебельной фабрикой.

— Боюсь ошибиться, — говорит заместитель директора фабрики Олег Гуцко, организовав мне экскурсию по цехам, где воздух насквозь пропитан запахом свежей древесины и лака, а от стен рикошетит пронзительный гул десятков станков, — но у нас и сейчас работает не меньше 15 династий. Может, для коллектива в 500 человек это и немного, но только на первый взгляд. Наши династии — очень «ветвистые». Могу спорить, что первый попавшийся тоже будет из рода потомственных деревообработчиков.

«Первой попавшейся» оказалась Анна Тимощенко, руководитель одного из самых сложных и однозначно «неженских» участков фабрики — лесопильного и распиловочного цехов. Анна Григорьевна приехала на фабрику 30 лет назад по распределению после окончания Гомельского политехникума, 18 лет проработала мастером.

— С мужем мы именно здесь и познакомились, — в моем вопросе о династиях Анна Тимощенко не нашла ничего удивительного. — А то, что наши дети, племянники здесь работают, так это потому, что они, можно сказать, в цехах и выросли.

Типичное дитя фабрики и начальник сборочного цеха Антон Петрович Хомутовский. Сюда на работу пришел вслед за родителями, начинал рабочим, теперь вот — руководитель.

— 38 лет стулья делаю, а пролетели как один день, — смеется Антон Петрович. — Жена отработала, теперь на пенсии; когда–нибудь и я уйду на заслуженный отдых. Но наша династия мебельщиков на этом не закончится: здесь сын работает, зять...

Но особая гордость фабрики — семья модельщиков Тимощенко. Они на фабрике — едва ли не главное звено: от того, как «пробный» стул по чертежам–разработкам конструкторов соберут, сколько души в него вложат, зависит оценка худсовета, а соответственно и то, пустят ли изделие в производство. Все фабричные модели, в том числе эксклюзивные, первым делом проходят через руки Тимощенко.

— Я свой план–минимум по жизни уже выполнил, — говорит глава семейства Василий Петрович. — На фабрике работаю с 1968 года. Ни за одну модель (а их «на потоке» сейчас больше 20. — В.М.) краснеть не приходилось. С женой себе смену вырастили: двое сыновей, дочь, зять — все здесь работают.

Василий Петрович скромничал — в его «семейной копилке» не только 20 моделей безупречных стульев, но и 2 поистине царских трона: кресла для Президента Александра Лукашенко и митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Конструкции, дизайн кресел для первых лиц Беларуси мастера Тимощенко разрабатывали сами, сами же вытачивали, шлифовали, собирали детали, буквально душу вкладывали в свои знаменитые детища.

— А вы еще удивляетесь, почему так крепки и велики семейные династии на нашей мебельной фабрике! — недоумевает Василий Тимощенко. — Потому что у каждого, кто здесь работал, есть свой, особый повод для фамильной гордости.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter