Фамилия обязывает

С каждым белорусским замком связана какая-нибудь легенда.
С каждым белорусским замком связана какая-нибудь легенда. Быховский - не исключение. За 400 лет, которые он стоит на крутом берегу Днепра, охраняя старый город, произошло немало интересного. Но эта удивительная история - не седая легенда. Случилась она совсем недавно - буквально несколько лет назад.

...Когда Николай Сапега приехал в Быхов, то первым делом отправился посмотреть на замок. Прогулялся по анфиладам комнат, полюбовался видом из окон на реку: даже Могилев в хорошую погоду виден. А ведь до него почти 50 километров! Поднялся на второй этаж. Долго смотрел на яркое утреннее солнце... сквозь дыру в потолке. Когда глаза привыкли, вокруг огляделся: преющий хлам, сваленный по углам, из пола торчат нелепые ржавые конструкции. Долго Николай изучал эти скромные остатки магнатской роскоши. И наконец принял решение - он остается.

Спустя месяц по городу прошел слух: в замке какой-то бизнесмен из Глуска открыл цех - собирается дерево пилить. Местные жители с любопытством вглядывались сквозь решетку забора, стараясь рассмотреть за деревьями старого парка подробности кипучей деятельности, развернувшейся во дворе.

То, что у замка появился настоящий хозяин, стало понятно уже спустя несколько месяцев. Исчез мусор, не убиравшийся много лет. Деревья, разрушающие своими корнями древнюю кладку, спилены, дыра в крыше накрыта "времянкой". В ангаре, поставленном еще в советские времена, когда здесь была мебельная фабрика, заработали станки. А предприниматель стал интересоваться историей замка, заходил в местный краеведческий музей. Его сотрудники и рассказали мне о необычном бизнесмене.

Быховский замок построен в начале XVII века гетманом Великого княжества Литовского Яном Каролем Ходкевичем. В 1628 году, по брачному договору дочки Ходкевича с литовским маршалком Яном Сапегой, замок вместе с городом перешел во владение Сапег. С этого момента на протяжении столетий цитадель принадлежала знаменитой магнатской фамилии. Неудивительно, что первое, что я спросил у Николая Леонидовича, - про его корни

: - Времени на то, чтобы подтвердить или опровергнуть родство со знаменитой фамилией, у меня нет, - вздыхает Николай Сапега. - Для этого надо ехать в Минск, копаться неделями в архивах. Могу только точно сказать, что дед мой, Николай Киреевич, был офицером в царской армии, жил в деревне, которая когда-то принадлежала роду Сапег. Расстреляли его в 1938 году по статье "шпионаж". Он когда с Первой мировой пришел, принес с собой офицерскую сумку и бинокль. Они и стали основными "уликами" по делу. Только в 1957 году, после смерти Сталина, бабушке пришла бумага: "Посмертно реабилитирован... Место захоронения неизвестно... Зарплату, причитающуюся за два месяца, можете получить в управлении колхоза...".

Рассуждая о людских судьбах, мы ходим по пустынному замку. Здесь когда-то были комнаты прислуги, конюшни, мастерские... На втором этаже - покои хозяев, поделенные на две половины - мужскую и женскую. В торце размещался зал для приемов...

- Первый раз я увидел замок в середине 80-х, когда работал лесничим в этих краях, - вспоминает Николай Леонидович. - В те годы он был опрятнее. На территории располагалось мебельное производство. Уже тогда смотрел на все это и думал: "В замках надо балы править, а не клеить табуретки". А сейчас на крышах березняк повырастал - мы в баню уже столько веников нарезали!.. Когда мы только сюда приехали, детвора местная набежала: можно ли посмотреть замок. Представляете - они за всю жизнь внутри ни разу не были!

- Как удалось получить в свое распоряжение целый замок?

- Здесь ничего моего нет, - улыбается Николай Леонидович. - Просто взял в аренду старый цех во дворе да пару комнат в замке, чтобы рабочим было где жить.

- Тогда зачем весь этот ремонт?

- Как зачем... Для души. Должен же кто-то это делать.

Все, что делает Николай Сапега, нельзя назвать реконструкцией или реставрацией. Больше это похоже на реанимацию. Примерно так же случайный прохожий с наличием незримого органа под названием "совесть" бросится спасать утопающего и делать ему искусственное дыхание. Не лечить - оказывать первую помощь. Так же и Николай - однажды проходил мимо и не смог отвернуться. Не смог безразлично скользнуть взглядом и уйти, как многие.

Некоторые считают Сапегу чудаком, мечтателем. Действительно, многие его поступки удивляют. Он был первым фермером в стране, взявшим землю в пожизненное наследуемое владение, - чтобы детям и внукам осталось. А в одном из домов, на замковой территории, первым делом построил камин. Говорит - все начинается с очага. Не пьет, не курит. Раздав зарплату своим рабочим, ведет их на рынок покупать одежду и продукты. Потому что знает: не проследишь - пропьют.

В конце разговора задаю Николаю Леонидовичу последний вопрос: "Зачем вам все это надо?"

Сапега задумывается. После улыбается: "Фамилия обязывает..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter