Как отличить настоящий янтарь от искусно выполненных подделок

Фальшивые слезы моря

Ювелирный рынок Европы и Азии предлагает в настоящее время чрезвычайно большой выбор весьма красивых и привлекательных изделий из натурального янтаря. Лучистый камень, а янтарь именно так и называется, притягивает к себе золотисто-желтыми, медовыми, желто-оранжевыми, красно-коричневыми и золотисто-медовыми цветами. Но при всем разнообразии выбора ювелирных и художественно-декоративных изделий из янтаря хотелось бы обратить внимание на то, что на прилавках магазинов, рынках и выставках-ярмарках сегодня очень много имитаций и подделок под янтарь.



Лидер по производству поддельного янтаря — Германия, где традиционно имеется широкий выбор сбыта и, следовательно, велик соблазн изготовлять и продавать имитации и подделки. Подтягиваются к немцам в этом деле поляки, специалисты из стран Балтии, а в последнее время и технологи-россияне. После того как на западные рынки хлынул своеобразный китайский “янтарь” с характерной густой окраской и прозрачностью, у производителей подделок появился очень серьезный конкурент. Китайцы наиболее умело и искусно имитировали янтарь с помощью различных природных и синтетических материалов. В качестве прекрасно выполненных имитаций использовались крашеный рог коз и баранов, верхняя часть клюва журавлей и аистов, прочие подобные материалы, а также различно окрашенные смолы и их аналоги. Определенная путаница и иногда преднамеренный обман покупателей возникают в тех случаях, когда упоминаются изделия из “янтаря” из Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Африки, Латинской Америки.

Как же отличить настоящий камень от искусно выполненных подделок? Реально ли это сделать рядовому покупателю, а не специалисту-минералогу? И так ли плохи сами подделки, если они красивы, элегантно сработаны, привлекательны? И почему их просто не называют бижутерией, которая тоже имеет право на жизнь? Но сначала немного истории.

В конце 70-х годов XIX века начали появляться первые патенты, относящиеся к производству имитаций янтаря, которые составляли серьезную конкуренцию природному сырью. Сначала наиболее популярными были смеси сосновой живицы с янтарем, который расплавлялся перегретым паром. Потом усовершенствовали метод отвердения природных смол, являющихся заменителями копала и янтаря. Эти смолы соединялись с разными частями смесей спиртов, глицерина, фенола и сахаров с оксидами различных металлов.

Интересен был также метод, когда изделия из кости приобретали облик янтаря за счет кипячения их в масле с добавлением двухромовокислого калия. Вскоре начались опыты по осветлению и окрашиванию янтаря и его имитаций, причем в качестве красителей использовались естественные продукты: ализарин, индиго, пурпурин, рапсовое масло и другие.

На ювелирных рынках появились так называемые имитации Шпиллера, или амброиды. По технологии их получения мелкие кусочки янтаря прессовались гидравлическим способом в специальных стальных формах, а из получаемых больших кусков можно было делать все разновидности янтаря, встречающиеся в природе. Но при этом следует особо подчеркнуть, что включения в виде пузырьков в природном янтаре имеют округлую форму, тогда как у амброидов они удлиненные. Кроме того, у прессованного янтаря, который обычно является частично прозрачным, а частично замутненным, граница между этими зонами имеет перистую конфигурацию. И хотя это очень красиво и эстетично, однако в природных образцах янтаря никогда не встречается. Плюс ко всему прозрачный прессованный янтарь создает впечатление струйчатости и картины как бы смешения двух разных жидкостей, что у природного янтаря напрочь отсутствует.

В начале прошлого века увеличилась добыча смолы каури, которая с целью получения имитаций янтаря смешивалась с более твердой ископаемой смолой. Очень часто в этом процессе использовались и современные смолы, благо копала много и сейчас, а Германия преуспела в выпуске пластмассовой бижутерии под натуральный янтарь, продолжая изготавливать и другие формы поддельного янтаря. Подобные процессы технологически более просты и намного дешевле по сравнению с синтезом кристаллических самоцветов, поэтому необходимо отслеживать появление новых разновидностей имитационного и поддельного янтаря, так как этот процесс продолжается.

Поскольку стоимость ювелирных и художественно-декоративных изделий из янтаря постоянно растет, на рынках разных стран появляются синтетические имитации и подделки янтаря из искусственных материалов. Более того, чтобы создать минералогам и геммологам дополнительные сложности при диагностике различных изделий, производители имитаций и подделок используют комбинированный материал, состоящий из пластмассы и мелких кусочков природного янтаря или янтарной пыли.

Перечень различных видов пластических материалов, которые можно принять за натуральную ископаемую смолу, довольно внушительный: бакелит, казеин, целлулоид, полиэфир, полистирол, резол, полиметилметакрилат, нитроцеллюлоза, эпоксидные смолы, карбамид и другие.


Чтобы разобраться в этом огромном мире имитаций и подделок под натуральный янтарь, нужно очень хорошо знать не только основы минералогии и геммологии, но и быть подкованным в области органической и молекулярной химии. А еще в совершенстве владеть приборными методами анализов, такими как инфракрасная спектроскопия, тонкослойная хроматография, дифференциальный термический анализ, рентгеновская дифракция, эмиссионная спектрометрия. Или применять нейтронно-активационный метод, чтобы убедиться в природной естественности янтарного камня. Все эти анализы проводятся с потерей веса изделия — а кто позволит это делать?

И все же отличить натуральный янтарь от имитаций из перечисленных синтетических смол и пластмасс вполне по силам и обычному покупателю, и просто ценителю красоты янтаря. Известны три совершенно простых и доступных способа такой диагностики.

Если провести по поверхности изделия острым лезвием или ножом, натуральный янтарь дает мелкую крошку, а имитация и подделки из пластмасс — закрученную тонкую стружку.

Если полученную крошку или стружку поджечь, у натурального янтаря почувствуется приятный цветочно-сосновый аромат, а у пластмасс — резкий неприятный запах и копоть, похожая на горение автопокрышки.

Есть и более простой, но эффективный способ. Плотность натурального янтаря 1.08—1.13 г/см3, поэтому он тонет в обычной воде. Но в соляном растворе (с концентрацией 8—10 чайных ложек поваренной соли на стакан воды) янтарь всплывает, в то время как подавляющее большинство подделок будет оставаться на дне сосуда.

Конечно, с ножом, спиртовкой, банкой с водой и пачкой соли в ювелирный магазин или на минералогическую выставку не пойдешь. Но если вы предложите продавцу провести с его товаром подобные опыты, он сразу же вспомнит, натуральный у него янтарь или рядовая красивая подделка под солнечный камень.

Если производитель не скрывает, что его “янтарь” имитационный и сработан из синтетических или органоминеральных смол либо каких-то других материалов и гордо именуется бижутерией, то честь и хвала его умению и мастерству! Ну а если к тому же эти изделия красивы, изящны и доступны вам по цене, не надо стесняться их приобретать. Ведь главное вам известно: ювелирное украшение не банальная подделка под натуральный янтарь, а добротная и стильная бижутерия.

Автор публикации: Альберт Богдасаров, профессор, bogdasarov35@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter