Фальшивок нет

В Москве коллекцию картин Александра Володчинского называют “личной Третьяковкой”
Василий Перов, Иван Айвазовский, Илья Репин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Константин и Владимир Маковские, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Натан Альтман... От одного перечисления имен дух захватывает. В голове непроизвольно проносится калейдоскоп хрестоматийных полотен выдающихся художников — где-то воочию увиденных по счастливому случаю при посещении музеев и выставок или запавших в душу с глянцевых страниц альбомов по искусству и даже заимствованных пытливой детской памятью из не блиставших качественной полиграфией школьных учебников.


И  вот еще один счастливый случай соприкоснуться с творчеством этих и других мастеров кисти. На днях в Национальном художественном музее открылась выставка “Русская живопись XIX—XX веков”. На ней можно увидеть более 100 картин именитых художников из собрания известного российского коллекционера Александра Володчинского.

Среди работ, привезенных в Минск в специальных фургонах с климат-контролем, — авторские варианты знаменитых произведений, в том числе “Березовая роща” Архипа Куинджи, “Витязь на распутье” Виктора Васнецова, “Мираж в степи” Павла Кузнецова, “В окне” Бориса Кустодиева.

Особая часть коллекции Александра Володчинского — произведения живописцев, принадлежавших к объединению “Голубая роза”: Николая Сапунова, Павла Кузнецова, Мартироса Сарьяна, Артура Фонвизина, а также работы участников общества художников “Бубновый валет”. Все это бесценные “артефакты” истории изобразительного искусства и хронология коллекционерских пристрастий Володчинского, увлекшегося “собирательством” с 18 лет.

Живой и вполне объяснимый интерес у наших любителей живописи вызывают картины мастеров, так или иначе связанных с Беларусью: Григория Бобровского, Витольда Бялыницкого-Бирули, Станислава Жуковского, Аполлинария Горавского (ему позировал даже царь Александр II!), Юделя Пэна, Хаима Сутина, Льва Бакста, Михаила Кикоина, Осипа Цадкина, Полины Хентовой. Под работы наших земляков в музее выделили отдельный зал. Так ведь не лыком шиты — золотом обрамлены!


Да и сам Володчинский — уроженец Беларуси. Он родился в Минске и прожил здесь 38 лет. До сих пор вспоминает старые деревянные хибарки, нехитрый быт с удобствами во дворе...

Теперь его в Москве называют хозяином “личной Третьяковки”. Вот и минская экспозиция заняла пять выставочных пространств Национального художественного музея. Специально под нее изменили дизайн залов, “переодев” их в темно-графитовые тона, чтобы создать особую атмосферу, настраивающую на свидание с прекрасным. Любуйся, наслаждайся, растворяйся во времени...

“Плач Ярославны” — пример “литературной” живописи. К моменту написания этой картины в 1881 году Василий Перов был уже смертельно болен. Может, поэтому на холсте появилась женщина в глубочайшем отчаянии — эмоция, свойственная самому автору в этот период.

Рядом с “Плачем Ярославны” — “Витязь на распутье” Виктора Васнецова. Похоже, работая над этим сюжетом, художник сам находился на распутье. Творческом. В первом варианте богатырь смотрел прямо на зрителя. Его прототипом стал брат Васнецова. В коллекции Володчинского второй вариант. А под собрание картин братьев Маковских тоже отвели отдельный зал.

Впрочем, понятие “русский” на этой выставке весьма условно. К примеру, на ней можно увидеть картину француза Камиля Коро. Ее Володчинский не дал даже на выставку, проходившую в московском Пушкинском музее, хотя просила сама легендарная Ирина Александровна Антонова.

— Фальшивок здесь нет! — авторитетно свидетельствует российский эксперт и искусствовед Владимир Петров. — Многие работы, уплывшие на Запад очень давно, еще до революции, были приобретены не в России.

На вернисаже присутствовали министр культуры Борис Светлов, давний друг, российский актер Леонид Каневский и другие почетные гости. Знаковый момент — Александр Наумович подарил Национальному художественному музею картину “Весной”  Витольда Бялыницкого-Бирули.

А познакомиться с “Русской живописью XIX—XX веков” из коллекции Володчинского можно до 6 февраля 2017 года. Обязательно найдите для этого свободное время, и побольше. Созерцание муз, как и служенье им, не терпит суеты.

Виктор Куклов

kuklov@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter