«Фальшивку иностранец мигом раскусит»

БЫЛО время, пресса, в том числе и «БН», немало писала о передовом опыте СПК «Первомайский и Ко», что в Смолевичском районе. Там была фактически создана первая в стране агротуристическая деревня. А ставил дело большой энтузиаст агротуристического «промысла» Сергей ЛУЧЕНОК. Ему удалось создать своеобразный симбиоз сельского хозяйства и агротуризма. Чего стоили одни только необычные посевные и уборочные, в которых участвовали послы зарубежных стран! Они ходили, вооружившись «сявенькамі», пилили на «козлах» дрова, заглядывали в пчелиные ульи... И вдруг — непонятное затишье? Теоретик и практик агротуризма Сергей Лученок... пропал из поля зрения СМИ! По инерции некоторые журналисты еще рассказывали о похожих мероприятиях, но как-то вяло. И — без главного героя... «Белорусская мельница» решила встретиться с энтузиастом. Оказалось, никуда Лученок из бизнеса по-деревенски не уходил.

Сергей ЛУЧЕНОК против так называемых агроусадеб, где просто гонятся за шальными деньгами. Как поставить их на место?

БЫЛО время, пресса, в том числе и «БН», немало писала о передовом опыте СПК «Первомайский и Ко», что в Смолевичском районе. Там была фактически создана первая в стране агротуристическая деревня. А ставил дело большой энтузиаст агротуристического «промысла» Сергей ЛУЧЕНОК. Ему удалось создать своеобразный симбиоз сельского хозяйства и агротуризма. Чего стоили одни только необычные посевные и уборочные, в которых участвовали послы зарубежных стран! Они ходили, вооружившись «сявенькамі», пилили на «козлах» дрова, заглядывали в пчелиные ульи... И вдруг — непонятное затишье? Теоретик и практик агротуризма Сергей Лученок... пропал из поля зрения СМИ! По инерции некоторые журналисты еще рассказывали о похожих мероприятиях, но как-то вяло. И — без главного героя... «Белорусская мельница» решила встретиться с энтузиастом. Оказалось, никуда Лученок из бизнеса по-деревенски не уходил.

— Сергей Александрович, отчего давненько ничего не слыхали о вас?

— Решил не ограничивать себя развитием только в рамках одного СПК. Проблема диверсификации сельхозпроизводства и устойчивого развития сельских территорий сейчас актуальна как никогда. В 2007 году ушел целенаправленно изучать мировой опыт в этом направлении и работать над кандидатской диссертацией, которую защитил в 2010-м. Тема: «Развитие агротуризма в системе международных туристических услуг». Сейчас кандидат наук и вновь в деле!

— А что с вашим детищем?

— Бывшая наша агродеревня стала обособленным производственным подразделением БелАЗа. И до этого мы неплохо взаимодействовали с заводом. Приятные воспоминания остались от сотрудничества с бывшим генеральным директором Павлом Мариевым, Героем Республики Беларусь, и действующим — Петром Пархомчиком, который ввел на предприятии даже должность специалиста по развитию агротуризма. Есть надежда: все намеченное и даже больше, с учетом требований времени, будет сделано. Но... сожалею, что не нашло продолжения развитие конноспортивного клуба. С другой стороны, появились новые интересные направления в развитии агроэкотуристического комплекса «Выгода».

— Не жалко было отдавать приносивший прибыль бизнес? Может, вам за идею выдали компенсацию?

— Считаю своеобразной компенсацией то, что идея создания агротуркомплексов на базе крупных сельхозорганизаций, предприятий прижилась по всей республике! И молодые толковые люди не пошли скитаться по городским общагам, а нашли себя в деревнях. Сейчас я лично начинаю фактически опять с чистого листа. И тем интереснее! Ведь идет создание агротуркомплекса в другой форме развития, на базе крестьянского фермерского хозяйства. В основу положен принцип органического земледелия и создание этнографической деревни. КФХ «Лученок Органик Фарм» плюс еще один компаньон, ОДО «Агростройсервис», — учредители агротуркомплекса «Водолей». Расположен в 37 километрах от Минска. Взяли мы в аренду почти 51 гектар территории, из них около 38 гектаров «под водой» — имеем в пользовании водохранилище Черницкое. Много средств уходит на благоустройство мест отдыха — поставили пока лишь два летних домика, обустроили причал, автостоянку. Планируем поставить еще 10 домиков, а если глобальнее — создать целую международную этнографическую деревню.

— На чем сегодня, по-вашему, стоит зарабатывать, продвигая попутно в Беларуси агротуризм?

— Спрос уже в прошлом, стартовом для нас, турсезоне был большой на рыбалку, корпоративы, свадьбы и даже спортивные мероприятия. Планируем развивать SPA-услуги на природе, с грязевыми ваннами. Зарыбим озеро, очень нужны профессионалы по разведению раков и форели. У нас же и вполне подходящие луга для развития животноводства на основе органического земледелия, вплоть до овец, коз, кроликов...

Важна в нашем деле конкуренция. Она и цены снизит, и качество услуг повысит, и выбор потребителю предоставит. Главное — создать соответствующую инфраструктуру! Два года над этим трудимся — и еще забот хватает. Сейчас думаем о водопроводе и канализации, как осветить всю территорию, то есть создать комфортные условия для туристов и привлекательные — для потенциальных инвесторов. Но перспектива того стоит! Ведь Смолевичи, в окрестностях которых мы работаем, — будущий город-спутник столицы.

Но многовато, по-моему, у нас в стране проблем с землей, реализацией инвестпроектов. Даже маленький дом сложно «посадить» — согласования и экспертиза стоят ой как дорого! Возимся больше с бумагами, а надо бы поднимать живое дело!

— На практике вы разработали и внедрили модель формирования агротуркомплекса на базе сельхозорганизации. А каким видите дальнейшее развитие агроэкотуризма в Беларуси?

— Не хочется читать лекцию про различия агро- и экотуризма... Но стоит здесь четко расставить акценты. Агротуризм предполагает активное развитие на сельскохозяйственных территориях, с участием в этом процессе самих деревенских жителей. У нас как вида коммерческой деятельности его практически нет. Так, одни попытки. Здесь — будущее за фермерами, которые возьмут на вооружение органическое земледелие. Возможно, и за крупными сельхозпредприятиями, если они не будут применять «химию» хотя бы на агротуркомплексах. Экотуризм же — только наблюдение за растительным и животным миром в национальных парках и заповедниках! И это не коммерческая деятельность. Хотя почему-то в белорусских законодательных актах эти два вида туризма пишутся в одно слово. Мировой и белорусский опыт предполагает постепенное развитие трех форм агротуризма: в виде агроусадеб, объектов сельхозорганизаций, а также этнографических деревень и музеев.

— Сергей Александрович, а ведь бывает так у нас: кое-кто взял льготный кредит, «натыкал» быстро приносящих деньги развлечений. А на своем огороде — только зелень, в сарае, на подворье никакой серьезной живности. Разве это туризм по-деревенски?

— ...И все продукты на столе с городского рынка. Знаю такие «усадьбы» — это, скорее, плод безразличия и желания урвать, заработать шальные деньги в сезон, на праздники. Такие хозяева не выбирают клиентов... За красивой природой, отдыхом на свежем воздухе и белорусским гостеприимством мы ведь не скроем наши недостатки в части следования агротуристическим традициям. Которые в Европе довольно строго, кстати, выдерживаются. Особенно легко подметит фальшь дотошный иностранец. Уже который год на всех уровнях в Беларуси говорится о сертификации сельских усадеб, но воз и ныне там. Кому-то придется наконец сдвинуть его с места.

— Соглашусь: запустить настоящий агротуристический проект трудновато, подделку — легче. А насколько агротуризм вписан сегодня в общую систему малого и среднего бизнеса?

— Здесь сказывается разная ведомственная принадлежность объектов, отсюда трудности в согласованиях и нестыковки. Почему бы, например, не «дружить» агроусадьбам и придорожному сервису? А не задействованные для сельскохозяйственных целей объекты можно ведь использовать под агротуризм? Ведь задачи и цели – общие. А попробуйте-ка поставить дорожные указатели к туристическому объекту! Мы даже на международной трассе М-1 не можем это простое действие который уже год согласовать с «Белавтодором»!

— И напоследок — о консолидации усилий. Стоит ли объединять интересы, допустим, хозяев агроусадеб и фермеров?

— За этим — будущее, уверен! Кластерная система в мире давно доказала свою жизнеспособность. Зачем все-все создавать у себя? Нет у меня, поехали к соседу. В условиях жесткой конкуренции сельчанин сможет продать свою продукцию быстрее, с минимальными затратами, без завоза на рынок.

Все в агротуризме должно быть комплексно — приехали за одним, а получили многое. Работать и зарабатывать деньги на отдыхе можно, нужно и хозяевам агроусадеб, и их соседям — сельчанам. Этим мы сможем не только остановить отток молодежи, толковых работников из села, но и путем продвижения местных инициатив развивать отдельные регионы...

— Спасибо за беседу! Успехов вам!

Фото Александра ВОЛОДЬКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter