Коррупционные скандалы в странах Европы

Фальшивая партия

Многие страны Запада гордятся своими демократическими традициями и позиционируют себя как образец для подражания. Но вот беда, неотъемлемой частью этих традиций стали коррупционные скандалы...
Многие страны Запада гордятся своими демократическими традициями и позиционируют себя как образец для подражания. Но вот беда, неотъемлемой частью этих традиций стали коррупционные скандалы, регулярно сотрясающие Италию, Германию, Польшу, Литву... 

Даже Франции, стране, пережившей множество революций ради улучшения системы государственного управления, не удается избежать этого проклятия. Скорее наоборот. Можно вспомнить дело предпринимателя-авантюриста Стависского, который, пользуясь связями в политических кругах, проворачивал крупные незаконные махинации, обвинения в коррупции экс-президента Ширака, уголовное преследование Доминика Стросс-Кана… Очередной скандал недавно разыгрался вокруг бывшего президента страны Николя Саркози, «совершенно случайно» вспыхнувший после появления информации о его высоких шансах на президентских выборах 2017 года. Речь идет о сомнительном финансировании прошлой избирательной кампании Саркози со стороны свергнутого ливийского лидера Муаммара Каддафи и других лиц.

Все эти грязные истории – вершина айсберга, свидетельствующая о серьезных проблемах современной демократии. По большому счету, в ней уже давно нет реальной конкуренции идей и борьбы партий. Есть лишь противостояние транснациональных финансовых групп, оплачивающих шумные политические шоу. Электорат рассматривается политтехнологами не как источник власти, а как покупаемый и продаваемый ресурс. Там, где возможно подкрепить вектор действия элит народным волеизъявлением, это обеспечивается промывкой мозгов и подкупом избирателей, вбросами компромата и так далее. Но если это сложно и дорого, тогда мнением народа попросту открыто пренебрегают. Так, в Западной Европе вопреки общественному настроению были «продавлены» отмена смертной казни, легализация однополых браков, ювенальная юстиция. А вот неудобные референдумы, наподобие белорусских или швейцарских, незамедлительно влекут международные санкции.

На этом фоне упреки в адрес белорусского государства в некой недемократичности звучат откровенно фальшиво. За ними просматривается желание встроить Беларусь в свою систему ценностей, чтобы навязывать ей, как и всей Восточной Европе, собственные устремления и идеалы.

 Да,  в Беларуси тоже не обходится без коррупционных дел, но укрепление структур власти, усиление прозрачности их работы являются магистральным путем развития страны. И здесь полезно изучение как позитивного, так и негативного опыта Западной Европы по борьбе с коррупцией. Более того, та задача вполне способна стать общим пунктом повестки дня белорусско-европейского диалога. Тем более что в Европе все больше укрепляются позиции сторонников твердой государственной власти.

Александр СИНКЕВИЧ, экономист

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter