О факультативных занятиях

Факультативы нужных вещей

Кому ни рассказывала — не верят в ту историю! Хотя я и сама, признаться, была поражена, когда мне позвонила наша новая учительница во время зимних каникул. Сын–третьеклассник вторую неделю лежал дома с простудой. И тут Наталья Николаевна решила в свое свободное время проведать ученика и... несколько часов позаниматься с Ваней по предметам — чтобы не отстал. Я просто ушам не поверила. Но она пришла! Что ж, аккуратно интересуюсь: мол, мы за такую услугу что–то должны? «Нет». За часы индивидуальных занятий с отстающими детьми платят? «Тоже нет». В общем, отзанималась она с Ваней, дала уже посильное задание и пожелала скорее выздоравливать. Когда я с благодарностью обмолвилась об этом визите в администрации школы, там тоже удивились. Вот так делаются важные и добрые дела — не напоказ и по собственному желанию...


Эта история невольно вспомнилась, когда я открыла письмо, пришедшее на почту «СБ» из Витебска. Ведь там вырисовывается совсем другая картина. Наш читатель Алексей пишет: отвел сына в первый класс обычной средней школы и вскоре выяснил, что за знания теперь придется платить. Принцип — как в компьютерной игре, где пару уровней можно пройти бесплатно, а вот продолжение требует, так сказать, денежных инвестиций. Цитирую дословно: «Уже в начале года родителям сообщили об обязательном посещении детьми платных 35–минутных факультативов по правописанию и математике. Чем именно они отличаются от обычных уроков, учительница внятно пояснить не смогла, сведя суть идеи к борьбе за успеваемость. К слову, стоит каждый факультатив 7,4 рубля в месяц. А недавно добавили еще и английский — 8 уроков в месяц за 14,5 рубля. При том, что в основной, бесплатной, программе 1–го класса этого предмета еще нет. Но посещать факультатив по иностранному — а значит, и платить — тоже обязательно! Единственный факультатив по желанию — это по изобразительному искусству за 11.60 в месяц. Мы на всякий случай решили ходить и туда...» Алексей, понятно, раздосадован, только выхода из ситуации, увы, не видит. На его взгляд, отказ от обязательных факультативов сразу же отразится на успеваемости сына. Мол, специально начнут занижать отметки...

Честно скажу, начинало складываться ощущение, что Алексей как будто в параллельной реальности живет. У меня ведь в запасе есть еще одна история. Буквально в прошлом году учительница русского языка и литературы пригласила учеников класса, где учится моя дочь, на субботний факультатив. При этом Татьяна Григорьевна обосновала необходимость четко: «В программе предусмотрено слишком мало часов для этого важного предмета, не успеваем» С тех пор ребята, проявившие интерес к допзанятиям, стали заметно грамотнее. Ну–ка, теперь спросите у меня: сколько же это стоит? А ни копейки!

Получается, сколько школ, сколько учителей — столько и ситуаций? А что говорит закон? За ответами я обратилась в Министерство образования. Оказывается, факультативные занятия в учреждениях общего среднего образования введены еще во времена СССР, так что это своеобразная традиция белорусской школы. Перечень занятий каждое учебное заведение формирует ежегодно, исходя из пожеланий учеников и их родителей, а также собственных возможностей. Для факультативов утверждены даже учебные программы (кстати, они размещены на Национальном образовательном портале). Причем внимание: такие занятия бесплатны и включаются в учебную нагрузку учителя, а оценка по ним не выставляется. Только и нужно, что сформировать группы: не менее чем из трех учащихся в сельской школе и не менее чем из пяти в городской. Другое дело — дополнительные занятия. Они проводятся вне учебного плана и на платной основе, по экономически обоснованным ценам. Вырученные в итоге суммы пополняют внебюджетные средства учреждения образования и могут пойти как на стимулирующие выплаты, материальную помощь работникам, так и на развитие материально–технической базы и другие цели.

Все четко и ясно, не правда ли? Отчего тогда в голове родителей такой винегрет из понятий «факультатив» и «дополнительное занятие», «по желанию» и «обязательно»? Почему на практике не всегда воплощается первоначальная идея? А ведь где путаница — там непонимание, как следствие — передергивание и домыслы. Вплоть до обидных сомнений в искренности намерений учителей. Что пошло не так? В школе Алексею недообъяснили, сами не разобрались или он недопонял? Как бы то ни было, надеюсь, сейчас я точки над «i» расставила. И Алексей может с письменным подтверждением в руках организовывать первый учебный год своего сынишки так, как считает нужным. Как ему сердце и здравый смысл подсказывают. А также нормативные документы Министерства образования. И я почему–то уверена, что пройдет совсем немного времени, все уляжется, и семья Алексея обязательно встретит тех учителей, которым захочется в ноги поклониться. Как мне — Наталье Николаевне Глаз и Татьяне Григорьевне Гумен. Спасибо, что они у нас есть.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 18 (25153). Пятница, 27 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter