Факты налицо

Желающих сделать пластическую операцию меньше не стало

После событий в «Экомедсервисе» желающих сделать пластическую операцию меньше не стало

Красота требует жертв. Миллионы женщин во всем мире ложатся под нож пластического хирурга ради пухлых губ, стройной талии и соблазнительной груди. Однако порой попытка изменить природу заканчивается плачевно: у одних не приживаются импланты, у других лицо становится похожим на маску, третьи и вовсе не встают с операционного стола. Печальная статистика таких случаев ведется в каждой стране. К сожалению, открыт им счет и в Минске… Как отразился на работе белорусских пластических хирургов громкий случай со смертью пациентки «Экомедсервиса» после ринопластики? Не остались ли узкие специалисты без работы? Ответы на эти вопросы искала «Р».

Клиентов интересует квалификация хирурга

Отправляюсь в минский клинический центр пластической хирургии и медицинской косметологии. Его специалисты более 30 лет корректируют носы и уши, подтягивают овал лица, избавляют руки и ноги от безобразных рубцов. В коридорах центра довольно многолюдно.

— Буду убирать мешки под глазами, от них лицо чересчур изможденное. А мне через месяц 50. Хочу на своем юбилее выглядеть хотя бы на 45, — улыбается миловидная Людмила.

— Не страшно? — интересуюсь. — Все-таки операция, пусть и небольшая…

— Немного страшно, — признается женщина. — Я почти полгода думала — идти сюда или нет. А тут еще все эти события в Минске… Но все равно решилась. Теперь никто не сможет меня отговорить.

— Если состояние здоровья позволяет, то и отговаривать не будем, — успокаивает Сергей Сербенков, заведующий отделением пластической и эстетической хирургии. — Правда, сначала расскажем о своих возможностях и предупредим о последствиях.

— Много ли желающих «навести красоту»?

— Считайте сами. У нас три операционные, и все работают пять дней в неделю. За прошлый год провели 2500 пластических операций, — перечисляет заведующий отделением. — И, судя по данным января, пациентов меньше не становится. Более того, за новым носом и грудью к нам едут из-за рубежа. В 2013-м прооперировали 150 иностранок.

Есть в центре и стационар на 10 коек, через который в прошлом году прошло 800 человек. Популярность клиники объяснима. Цены ниже, чем у частников, плюс высокая квалификация хирургов. Да и репутацию за три десятка лет центр себе заработал.

— Может, после печально известных событий пациенты стали больше интересоваться состоянием медтехники? — затрагиваю волнующую тему.

— Мы этого не заметили. Документов, подтверждающих исправность оборудования, никто не просит. Оно — под пристальным контролем обслуживающих организаций, — убеждает Юрий Бойко, заместитель главного врача. — Людей больше интересует квалификация пластического хирурга.

Грудь 8-го размера вряд ли сделаем

В отделении пластической и эстетической хирургии 4-й городской клинической больницы делают практически все основные пластические операции: подтяжку лица, ринопластику, маммопластику, реконструкцию ушных раковин, липосакцию… И, судя по списку ожидания, недостатка в пациентах здесь не наблюдается.

— Пластических операций мы меньше делать не стали, — подтверждает Владимир Чернов, заместитель главного врача. — Скорее наоборот. С каждым годом, а отделению уже 12 лет, их количество только растет. Если в 2002 году выполнили два десятка операций, то в 2013-м — уже 552. Причем более 200 из них — ринопластика.

Больничные койки, а здесь для «пластических» пациентов их 10, не простаивают. Есть и иностранцы, пополнившие в прошлом году «копилку» больницы более чем на 160 миллионов рублей.

В отделении принимают тех, кто ложится под нож хирурга исключительно ради красоты. По медицинским показаниям пациента оперируют в профильных отделениях больницы бесплатно.

— Если люди платят деньги за изменение внешности, это отнюдь не значит, что они могут получить все, что захотят. Главный принцип нашей работы — «Не навреди», — говорит Владимир Чернов. — Поэтому ушки, как у эльфа, или грудь 8-го размера вряд ли сделаем.

Отделение пластической и эстетической хирургии — на базе городской клинической больницы. Помимо собственной операционной здесь есть и другие, в том числе и интенсивной терапии. Так что в случае чего есть кому подставить плечо.

— Медоборудование проверяют регулярно, — объясняет Владимир Чернов. — Кроме того, работу отделения контролирует главный врач больницы, комитет по здравоохранению и Минздрав. Самодеятельности у нас нет.

Спрос на красоту

С государственными клиниками все понятно. А как обстоят дела у частников? Может, их пластические хирурги остались без работы? Звоню в медицинский центр «Лодэ». В нем по желанию клиента подкорректируют веки, нос или грудь, уберут старые послеоперационные рубцы.

— У нас все в порядке, на недостаток пациентов не жалуемся, — говорит Ирина Березко, заведующая хирургическим отделением. — Более того, с сентября 2013 года количество хирургических, и не только пластических, операций увеличилось. Наши хирурги работают по нескольким направлениям: урология, проктология, гинекология, пластическая хирургия.

В центре три операционных зала и столько же палат дневного пребывания. За красивыми веками и греческим носом сюда едут даже из Германии, Польши и России. Однако, по словам завотделением, большого потока иностранцев в оперблоке пока не наблюдается.

— Конечно, человеку не все равно, на каком оборудовании его будут оперировать. Особенно после известных событий, — рассказывает Ирина Березко. — Врач всегда ставит в известность, какую методику будет применять и на каком оборудовании работать. Кроме того, перед операцией мы показываем операционный зал, палату, поясняем, какие осложнения возможны, каковы болевые ощущения. Оборудование у нас качественное, в основном немецкого производства.

Обзваниваю еще несколько медцентров. К слову, только в Минске более десятка учреждений, практикующих ринопластику. И везде ответ одинаков: желающих подкорректировать нос, впрочем, как и остальные части тела, меньше не стало. Состояние медицинского оборудования для операционных — на постоянном контроле Минздрава.

Запрещенная дюжина

После трагического случая в «Экомедсервисе» Минздрав по горячим следам проверил работу частных медцентров, и не только пластических. В этот список попали все медучреждения, оказывающие анестезиолого-реанимационные виды помощи, хирургические, акушерства и гинекологии. Из 260 проверенных медцентров 12 лишились права заниматься медицинской деятельностью. Одни — потому, что использовали устаревшее оборудование или нарушали техническое, сервисное обслуживание. Другие — из-за отсутствия условий для выполнения амбулаторных операций. Третьи — из-за неполной комплектации наборов для оказания реанимационных мероприятий при состояниях, угрожающих жизни пациентов. Все эти грубые нарушения могли стоить человеческих жизней. Это было в 2013 году. Сейчас ситуация улучшилась. Во многом благодаря пристальному вниманию специалистов.

— В 2014 году проверки и мониторинг медучреждений продолжатся, — отметила Татьяна Мигаль, заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Минздрава. — Причем не только частных центров и не только в Минске. К государственным требования такие же. Качество оказываемых услуг мы анализируем постоянно. Риск таких операций нужно свести к минимуму. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter